Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Полоцкий государственный университет, как и любое другое успешное предприятие или компанию, творческую организацию или спортивный клуб уже давно невозможно представить без слаженной и эффективной работы кадровой службы. Важнейшие страницы истории отдела кадров ПГУ перекликаются с главными вехами в развитии нашего вуза. В 1968 году на работу в тогда еще Новополоцкий филиал Белорусского политехнического института был принят первый кадровик – Юлиан Ермолаевич Шлопак. В 1974 году сразу после создания Новополоцкого политехнического института кадровая служба была выделена в самостоятельное подразделение – отдел кадров.

Наша собеседница знает каждого работника ПГУ, и ее знают все в университете. Сейчас у нас появилась уникальная возможность познакомиться с ней поближе. Новый герой нашего традиционного интервью – начальник отдела кадров Татьяна Любимовна Ковалевская!

Т. Л. Ковалевская

Корр.: Татьяна Любимовна, Полоцкий государственный университет, должно быть, занимает особое место в истории вашей семьи.

Т.Л. Ковалевская: Да, мои родители – Любим Иванович и Валентина Степановна Прокопович – были преподавателями в нашем университете, поэтому эти стены и многие люди в ПГУ хорошо знакомы мне с самого раннего детства.

Родители

Мать

Мой отец – коренной полочанин, по образованию он – учитель физики, оканчивал Витебский государственный педагогический институт, после аспирантуры этого вуза был распределен в Брестский педагогический институт. Некоторое время отец преподавал в своей альма-матер, а моя мама в этом брестском вузе изучала математику. Там они – преподаватель и студентка – познакомились, а вскоре и поженились. В конце концов, отец решил вернуться на свою малую родину. Не знаю, что в этом сыграло главную роль. Возможно, родительский дом. А может, его привлекал молодой перспективный город Новополоцк и его совсем юный вуз – тогда еще Новополоцкий филиал Белорусского технологического института (НФБТИ). В Новополоцке я и родилась.

Отец

Любим Иванович начал преподавать физику в НФБТИ с сентября 1970 года. К этому времени он уже стал кандидатом физико-математических наук. С 1972 по 1983 год отец возглавлял кафедру физики (до 1975 года она называлась кафедрой физики и электротехники), а в конце 80-х годов был председателем профкома Новополоцкого Политехнического института. Мама после переезда в Новополоцк некоторое время преподавала математику в школе, а потом перешла на кафедру математики НПИ. Родители отработали в нашем университете, как говорится, всю свою жизнь.

В. С. Прокопович

Корр.: Каким был Новополоцкий политех Вашего детства?

Т.Л. Ковалевская: Я в детский садик не ходила. По аналогии с «сыном полка» меня можно было бы назвать «дочерью кафедры». Много времени я проводила просто тихонько сидя на кафедре математики. Отец как заведующий, наверное, не мог позволить привести меня к себе, поэтому мне разрешалось быть только у мамы.

Всех опытных математиков нашего университета помню, а они меня любили: я была очень тихой и спокойной девочкой. Если садилась на колени к какому-нибудь преподавателю, то так и могла просидеть весь день. В годы моего детства в НПИ существовали учебные группы, сформированные исключительно из иностранных студентов. Моя мама была куратором одной из них. По вечерам мы вместе ходили в общежитие № 3 – я была еще мала, чтобы оставаться дома без присмотра – и проверяли, как они там живут.

Корр.: Стоит ли удивляться Вашему выбору вуза!

Т.Л. Ковалевская: Почему я поступила именно в наш университет? Наверное, послушалась родителей. У меня самой не было каких-то явных предпочтений, и поэтому доверилась их мнению. Если бы еще в Новополоцке был какой-то другой университет, я бы, возможно, задумалась, а вариант отъезда на учебу в другой город даже не рассматривала.

Выбор специальности был сделан по совету отца. Первоначально я подавала документы на машиностроительный факультет. Но как только Любим Иванович узнал, что конкурс будет выше на радиотехническом и поступить будет труднее, то сказал: «Нужно идти туда!» Он меня всю жизнь воспитывал на преодолении каких-то трудностей. Дома не давалось никаких послаблений: все время надо было что-то делать, к чему-то стремиться. Позже мне даже стало казаться, что некоторые «трудности» отец создавал для меня специально. Для младшего брата уже был какой-то выбор – воспитание стало помягче. Но в моем случае все было совсем иначе.

Корр.: Какую специальность выбрал для Вас отец?

Т.Л. Ковалевская: Я поступила на новую специальность – «Конструирование и технология радиоэлектронных средств». Учиться было очень тяжело! Я не относилась к числу лучших студентов курса. Все-таки в отличие от Алексея Леонидовича Бураченка или Ольги Евгеньевны Шестопаловой, которые учились курсом старше, я не поступала на свою специальность осмысленно. Хотя я оказалась на РТФ случайно, многие преподаватели мне очень нравились. Всегда были интересны и понятны лекции Аркадия Филипповича Оськина. Аркадий Филиппович был, кроме того, не просто нашим деканом, но и настоящим мудрым и чутким «отцом» радиотехнического факультета. Хорошо и доступно объяснял непростой материал Юрий Геннадьевич Грозберг. Но и эту прекрасно поданную мне информацию я до конца не могла увязать со своей, по идее, будущей профессией. Мне казалось, что все, изучаемое нами, – разрозненные куски теории, оторванные от практики и реальной жизни. Подспудно чувствовала, что это – не мое!

Корр.: Чем Вам особенно запомнились студенческие годы?

Т.Л. Ковалевская: Глядя на студенческую жизнь современной молодежи, по-хорошему завидуешь ей! Мне кажется, что в пору моего студенчества ничего настолько интересного не происходило. Наверное, сказывалось безвременье, которое пришлось на переломные годы распада СССР и становления независимой Беларуси.

По той же причине еще в студенческие годы стали покрываться туманом мои перспективы в избранной профессии. К моменту окончания университета завода «Измеритель», каким он был во времена своего расцвета, уже не стало. По сути дела, не было и распределения. Место своего трудоустройства выпускник мог выбирать самостоятельно.

Корр.: И какой выбор сделали Вы?

Т.Л. Ковалевская: Вариант устройства по специальности даже не рассматривался. Я решила остаться в университете, наверное, потому что здесь работали мои родители. Так я в качестве лаборанта оказалась на кафедре правоведения, которая была открыта как раз в июне 1994 года.

Корр.: Впоследствии Вы остались довольны своим решением?

Т.Л. Ковалевская: Да, конечно! Это было очень интересное время! Бывший политех превращался в классический университет. В январе 1994-го был создан историко-правоведческий факультет, рассчитанный на то, чтобы с нового учебного года начать подготовку историков и юристов. В апреле того же года произошла новая реорганизация: появились историко-филологический факультет и факультет экономики и права, к которому относились и мы.

Возглавила кафедру правоведения кандидат юридических наук, доцент Людмила Петровна Красовская, незадолго до этого приехавшая в Новополоцк из Томска. Летом 1994 года в ПГУ пришли и молодые специалисты: Наталья Владимировна Осокина, Александр Николаевич и Тамара Ириковна Пугачевы из Гродно. В конце года к кафедре присоединилась кандидат юридических наук, доцент Надежда Генриховна Станкевич. Постепенно стали появляться у нас и практикующие юристы. Как мне кажется, одним из первых был Владимир Антонович Богоненко. Потом, когда уже началось преподавание спецдисциплин, на кафедре стали преподавать Жемма Павловна Артишевская и пришедшие из органов внутренних дел Виктор Амосович Куряков и Иван Андреевич Бочков.

В 1996 году к нам пришли новые молодые специалисты: Инна Николаевна Троцкая (после окончания БГУ) и Оксана Генриховна Станкевич (после окончания Гродненского университета). А уже в начале 1997 года кафедру усилили старшие преподаватели – Алексей Владимирович и Александра Георгиевна Егоровы. А уже через полгода тогда еще 27-летний Алексей Владимирович Егоров возглавил только что созданный юридический факультет. Вот такой молодой коллектив и стоял у истоков подготовки юристов в ПГУ!

Корр.: Как лаборант кафедры правоведения Вы тоже стояли у истоков юридического факультета ПГУ. Можно ли было тогда предположить, что через двадцать с небольшим лет он превратится в одно из флагманских подразделений нашего университета и будет располагать современнейшей материально-технической базой.

Т.Л. Ковалевская: Я и представить такого не могла! О таком большом факультете было трудно и мечтать. А отдельный корпус в Междуречье показался бы просто плодом бурного воображения. До 1997 года юристы существовали в рамках объединенного факультета – экономики и права, была лишь одна кафедра. Мы размещались на втором этаже химического корпуса, в том месте, где сейчас находится рекреация.

Одной из моих первых задач на новом рабочем месте было найти себе стол, стул, печатную машинку. Да-да! Я начинала еще с печатной машинки! Дано указание подготовить докладную. А как?! Что делать! Бегу за помощью в студенческий профком к Сергею Фомину. Все находилось в процессе формирования и обустройства. Вместе со свойственным ему хаосом, неудобствами было и приятное ощущение – причастности к важному общему делу!

Корр.: К решению учиться на юридическом факультете заочно Вы пришли самостоятельно или Вам помогли осознать важность этого шага преподаватели кафедры?

Т.Л. Ковалевская: Я пришла к этому естественным путем. С одной стороны, сама понимала, что это интересно и важно для меня, а с другой стороны, Людмила Петровна считала, что для сотрудника кафедры, работающего со студентами, пусть даже в должности лаборанта, с документами кафедры, юридическое образование просто необходимо.

Людмила Петровна сыграла важную роль не только в моей жизни. У нее хватало времени не только для того, чтобы вникнуть в суть дел кафедры и факультета, но и для того, чтобы разобраться в нуждах и интересах своих подчиненных. Людмила Петровна знала все о нас, а мы – о ней! Поскольку она приехала сюда издалека, то сотрудники кафедры помогали обустраивать ей квартиру. Когда она уезжала из города в командировку, мы присматривали за ее собакой.

Людмиле Петровне удалось создать очень хороший дружный коллектив. Все праздники мы отмечали вместе. Даже когда на факультете стало три кафедры – уголовного права и криминалистики, гражданского права и истории государства и права, коллектив по-прежнему собирался. Сотрудники откладывали свои дела, чтобы вместе отдохнуть от трудовых будней, пообщаться. Людмила Петровна недолго проработала в университете – сменила город и работу, но созданная ею атмосфера доверия и доброжелательности, мне кажется, сохраняется на юридическом факультете и по сей день.

Юридическому факультету повезло еще и со студентами. На юрфак всегда поступали ребята с высокими баллами. В первые годы существования специальности «Правоведение» там учились преимущественно медалисты. У моего брата, он тоже окончил школу с медалью и затем получил у нас диплом юриста, в группе училось лишь несколько человек-немедалистов. Уже сегодня мы можем видеть убедительные свидетельства того, что факультет поработал не зря: его вчерашние выпускники сделали себе имя в мире права, возглавляют юрфак, его кафедры.

Корр.: Вам понравилась заочное обучение на специальности «Правоведение»?

Т.Л. Ковалевская: Учиться было очень легко! Даже сравнивать невозможно со студенческим опытом на радиотехническом факультете. Во-первых, это было гуманитарное образование. По-моему, получить его проще. Во-вторых, я, наверное, стала взрослее и самостоятельнее. Приведу пример. На любой технической специальности нашего университета студентам читают курс «Основы права», где по чуть-чуть рассказывают о конституционном праве, об административном праве, о гражданском праве и так далее. Прослушала его, естественно, и я. Но практически ничего не поняла – что это и зачем мне это нужно. Остались только какие-то отрывочные знания по трудовому праву. Когда же стала учиться на правоведении, все для меня встало на свои места. От успешной учебы я стала получать огромное удовлетворение и со второй попытки окончила университет с отличием!

Корр.: Чему была посвящена Ваша дипломная работа?

Т.Л. Ковалевская: Вы, наверное, удивитесь. Поскольку я заканчивала обучение, работая на кафедре уголовного права, то и специализация у меня была по судебно-прокурорско-следственной деятельности. Под научным руководством Зинаиды Алексеевны Жамойто я писала дипломную работу о роли судебно-психиатрической экспертизы в расследовании преступлений. В ходе работы над дипломом я работала в архиве суда города Новополоцка, изучала материалы экспертиз. Возможно, это была не идеальная для меня тема, но я добросовестно выполнила свою работу.

Корр.: Получение диплома юриста открыло перед Вами новые горизонты. Как Вы воспользовались этой возможностью для карьерного роста?

Т.Л. Ковалевская: Честно говоря, после получения диплома мне уже стало неуютно оставаться на кафедре в должности лаборанта. Не могу сказать, что у меня сразу же «выросла корона». В тот момент я еще находилась в отпуске по уходу за ребенком, и на кафедре в тот момент уже работал другой человек. Мне не нравилась то, что я вытесняю с рабочего места человека, который, наверное, им дорожил. Кроме того, и сама чувствовала, что мне нужно что-то менять в жизни.

Я обратилась в наш отдел кадров, и все совпало: как раз в тот момент возникла потребность в расширении так называемой юридической службы. Юрисконсультом в университете работала одна Галина Михайловна Левина, а в 2002 году как раз резко возросли объемы работ. Возможно, это было связано с тем, что вводились в практику письменные гражданско-правовые и трудовые договоры. Когда появилась новая ставка юрисконсульта, я с радостью воспользовалась возможностью трудоустройства в юридическую службу университета. Потом мы даже выросли до трех штатных единиц!

Понятно, юристы активно общаются с кадровиками, и начальник ОК Вера Борисовна Бердашкевич сама предложила мне перейти сюда. С одной стороны, должность кадровика предполагает более узкое поле деятельности, позволяет сконцентрироваться на чем-то одном. С другой стороны, привлекала меня и новизна задач, которые пришлось бы решать. Еще одним важным плюсом отдела кадров был молодой интересный коллектив. Так, в 2005 году я стала начальником отдела кадров.

Корр.: Что Вы почувствовали, когда стали руководителем?

Т.Л. Ковалевская: Я всю свою жизнь была за что-то ответственна. Поэтому не могу сказать, что для меня случился какой-то переворот в сознании, что в моей работе, что-то коренным образом поменялось. Я и сейчас, имея двенадцатилетний опыт работы начальника ОК, не чувствую, что как-то возвышаюсь над коллегами. Да, приходится принимать ответственные решения, в том числе и связанные с «финансовыми рисками», что-то организовывать, но мне кажется, что руководящая работа меня никак не изменила. Я очень люблю свою работу, люблю своих сотрудников. Я нашла свое место!

Т.Л. Ковалевская

Корр.: Каким должен быть современный руководитель кадровой службы?

Т.Л. Ковалевская: Не только добросовестным и исполнительным работником, но и проводником кадровой и социальной политики, лидером коллектива, его нравственным эталоном. Должен иметь выраженную направленность на работу с людьми.

Корр.: Кто трудится сегодня в отделе кадров ПГУ, какие функции выполняет наша кадровая служба?

Т.Л. Ковалевская: Семеро из девяти сотрудников нашего ОК оканчивали ПГУ, причем четверо имеют диплом с отличием по специальности «Правоведение»! У двух девочек в университете работали и родители. Татьяна Ивановна Рудская – мама Оксаны Тарасовой – сама отдала отделу кадров более тридцати лет и умерла, можно сказать, прямо на рабочем месте. У Елены Анисимовой мама всю жизнь до выхода на пенсию проработала в нашей библиотеке.

Кадровая служба университета, главным образом, ориентирована на выполнение традиционных процедурных функций. Мы занимаемся приемом на работу, укомплектованием штатов, оформлением документов при направлении сотрудников в командировки и отпуска, при переводах на новое место работы, при увольнениях персонала и т.п. Комплектование штатов происходит в тесном взаимодействии с подразделениями университета и в основном путем распределения своих же лучших выпускников. Наш стремительный мир предъявляет возрастающие требования ко всем сферам жизнедеятельности общества. Это в полной мере можно отнести и к отрасли образования. Отслеживать и заблаговременно прогнозировать изменения в обществе и на рынке труда, активно влиять на их ход также входит в круг задач, которые стоят перед нашей кадровой службой. Я имею в виду предвидение потребностей в создании рабочих мест по новым видам деятельности и ликвидации устаревших с учетом возросшей значимости и многоаспектности работы с людьми.

Корр.: Каковы основные принципы успешной работы кадровой службы университета?

Т.Л. Ковалевская: Главное – вникать в нужды людей! Это совсем не просто. Каждый человек – индивидуален, со своим – иногда даже не простым – характером. Но если коллектив связан общим делом, а тем более – одной идеей, то рабочий процесс идет уверенно и без сбоев, как часовой механизм. Важно помогать коллегам в решении их социально-бытовых проблем. Ведь когда все мысли человека заняты их решением, тогда и работа отходит на второй план.

Отдел кадров

Главными деловыми качествами сотрудника отдела кадров, по-моему, являются целеустремленность и самоотдача. Обладая ими, специалист сможет успешно преодолевать возникающие перед ним препятствия, успешно решать задачи, которые ставит перед ним руководство и сама жизнь, а в результате – добиваться признания, продвигаться по карьерной лестнице, ощущать полноту самореализации своей личности, и, наконец, чувствовать себя счастливым человеком.

Корр.: Работа кадровой службы – непростая и ответственная. С какими сложностями приходится сталкиваться сотрудникам Вашего отдела?

Т.Л. Ковалевская: Вся управленческая деятельность любой организации обязательно документируется. Но особенно строго следует подходить к документированию трудовых правоотношений. Этим напрямую и занимаются кадровики. Правильность составления и оформления кадровой документации, напрямую влияющая на ее юридическую силу, касается каждого работника лично. И от нас требуется, прежде всего, безупречное знание законодательно-правовых актов, в которых нашли отражение вопросы организации труда и оформления трудовых отношений работодателя и работника.

В целом от документирования трудовых отношений может зависеть обеспечение социальных, пенсионных, и иных гарантий. Однако, выполняя ее, нужно помнить, что за всеми документами стоят судьбы живых людей. С одной стороны, необходима внимательность и усидчивость, так как работать приходится с большим количеством документов и информации. С другой стороны, предполагается сотрудничество со всеми сотрудниками, и это не всегда бывает просто, ведь каждый человек индивидуален.

Внедрение информационных технологий в управленческий процесс позволяет создавать архивы электронных баз данных и объединять потоки электронных документов. Предоставление любой кадровой аналитической информации требует огромной работы! Представьте, данные только по одной кафедре в разрезе ставок, человек, остепененности и прочего. Год или два назад, например, из Республиканского института высшей школы пришли такие формы, в которых были увязаны и учебно-методические, и планово-экономические, и другие показатели… Как всегда, предоставить эту информацию требовалось в самые сжатые сроки. Проще, наверное, было застрелиться! А ведь эти данные на ход истории, на развитие системы образования или нашего университета никак не повлияют.

При этом дальнейшая автоматизация кадровой службы и в обозримом будущем не освободит нас от оформления документов в бумажном виде. Наша деятельность предполагает наличие «бумажки», поскольку на любом документе должна быть поставлена «живая» подпись работника. Переход университета на 1С, например, для нас также означает дублирование всей документации. Но мы стараемся серьезно относиться к своим обязанностям, понимая, что зачастую кадровик – это тот человек, которого встречают первым, приходя устраиваться на работу, и последним, когда увольняются.

Хорошо, когда кадровые перестановки происходят планово. Но так происходит далеко не всегда. Иногда случаются «кадровые пожары», когда в кратчайшие сроки нужно находить человека и принимать решение о назначении. Но и с такими трудностями мы давно привыкли справляться.

Коллектив

Корр.: Чем Вы увлекаетесь, как проводите свободное время?

Т.Л. Ковалевская: Свободное время стараюсь максимально посвящать спорту. В моем возрасте нужно двигаться! По крайней мере, я для себя сделала вывод, что без движения человек обречен на болезни. Раньше я посещала тренажерный зал, а сейчас отдаю предпочтение йоге и плаванию.

Я проживаю за городом. У меня есть грядки, где растет всего по чуть-чуть, в основном – различная зелень, без которой не могу обойтись. Я этим очень люблю заниматься! Когда ты готовишь еду из купленных продуктов, то приготовил, скушал и забыл. А мне доставляет удовольствие наблюдать, как появляются первые всходы, как они поднимаются, а затем приносят плоды.

Любовь к земле у меня от родителей. «Труд облагораживает человека» – это был девиз отца. Поэтому с детства привыкла работать на даче. Они постоянно менялись, и приходилось осваивать новые участки. Никаких механических средств, облегчающих физический труд, еще не было, поэтому приходилось много работать лопатой, тягать ведра. Любим Иванович – физик, поэтому с вредителями боролись без всякой химии – вручную!

И муж, и дочь любят музыку, играют на музыкальных инструментах. У меня таких склонностей, к сожалению, нет. Люблю историческую литературу, кино, основанное на исторических событиях. Отдаю предпочтение русскому кинематографу. Трудно сказать почему. Даже если быстро переключаю каналы и не знаю актеров, сразу же понимаю, российские это исполнители или нет. Если спросите о любимом актере, то назову Александра Балуева.

Корр.: Татьяна Любимовна, что бы Вы пожелали родному ПГУ?

Т.Л. Ковалевская: С нашим университетом связана вся моя жизнь. Здесь работали мои родители, по этим коридорам я ходила еще ребенком, в этих аудиториях я провела незабываемые годы студенчества и обретения любимой профессии. Мне посчастливилось видеть, как рос и всесторонне развивался Полоцкий государственный университет. По этому поводу я испытываю самые приятные чувства и гордость за любимый вуз. Хочу пожелать родному университету дальнейшего процветания, талантливых и трудолюбивых студентов и преданных своей альма-матер выпускников, а также самодостаточных и креативно мыслящих сотрудников, которые выведут Полоцкий государственный университет на первые строчки мировых рейтингов!

Беседовал Владимир Филипенко