Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

В 2017 году юридический факультет Полоцкого государственного университете отметил свое 20-летие множеством значимых достижений и ярких событий. Недавний праздник – День рождения юрфака, еще раз наглядно показал, что это не просто учебно-научное и административное структурное подразделение вуза, а интеллектуальная и творческая, деловитая и трудолюбивая, дружная и сплоченная семья.

Большая и, несомненно, лучшая половина жизни нынешнего руководителя юридического факультета – некогда учащейся правоведческого класса лицея при ПГУ, студентки нашего университета, начинающего преподавателя кафедры теории и истории государства и права, заведующей кафедрой уголовного права и криминалистики – неразрывно связана со славной историей молодого факультета и специальности «Правоведение». И это прекрасный повод ближе познакомиться с новым героем нашего традиционного интервью – деканом юридического факультета, кандидатом юридических наук, доцентом Ириной Владимировной Вегерой!

Деканом ЮФ

Корр.: Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, о родителях, о том, как прошли Ваши школьные годы.

И.В. Вегера: Я родилась в Новополоцке. И вся моя биография связана с ним: здесь я провела детство, взрослела, училась в школе и университете, здесь и работаю. Все мои близкие родственники также живут в Новополоцке – в этом мне несказанно повезло, ведь общение с семьей, помощь и поддержка со стороны близких очень важны для меня. Мои родители также познакомились в этом городе, хотя родом из разных уголков Беларуси. Мама, Мария Васильевна, родилась в деревне Новая Полота, училась в Витебске на технолога легкой промышленности, а затем работала в Полоцке по специальности. Отец, Владимир Викторович, родом из Могилевской области, учился и служил в армии на Урале, а после службы приехал в молодой город работать – строить нефтеперерабатывающий завод.

Детское фото

У меня было абсолютно счастливое детство, ведь было все, что нужно ребенку – любящие и заботливые родители, родной брат Вадим (хоть он и старше меня на 6 лет, мы с ним всегда дружили и весело проводили время, и сейчас общаемся каждый день), мои бабушки и дедушки, у которых я проводила все каникулы и выходные дни вместе с моими двоюродными братьями и сестрами, а также мои друзья, любимые учителя.

И. В. Вегера с родителями

И. В. Вегера с братом

В 1987 году я пошла в только что построенную среднюю школу № 12. Никогда не забуду свою первую учительницу Ольгу Кирилловну Кривошееву! Наш класс был также первым для нее. До сих пор уверена, что лучшей учительницы просто невозможно себе представить. Она привила любовь к школе и к учебе. Все дети в нашем классе просто боготворили ее!

Первоклассница

Первая учительница

С пятого класса я стала учиться в профильном математическом классе. Инициатива выбрать это направление принадлежала не мне. Я, наоборот, горько плакала и умоляла родителей не отдавать меня туда. Представляете, в 10 лет бросить свой класс, друзей и куда-то уйти! Даже уговорила маму сходить к директору и попросить, чтобы меня оставили. Но нам отказали: «У нее способности! Только математический!» В конце концов, я не пожалела о том, что все случилось именно так. У нас подобрался очень сильный класс, а учиться было невероятно интересно. Но в дальнейшем я решила продолжить обучение в лицее при ПГУ и поступила в правоведческий класс. Вот тогда, наверное, мной и был сделан выбор профессии.

Класс

Корр.: Лицей при ПГУ дал нам немало очень сильных студентов. Некоторые из них, как и Вы, например, сегодня преподают в университете. Что это было за учебное заведение?

И.В. Вегера: Когда я перешла в лицей, сразу почувствовала совершенно другую атмосферу! И хотя мне очень нравилось учиться в СШ № 12, но на новом месте я словно повзрослела. Пришло ощущение, что я уже не школьница, а почти студентка.

Лицей

Единая школьная система образования нивелирует разницу между отдельными школами. А лицей сразу же выбивался из общего ряда! Там учителя с самого первого дня начинали обращаться к тебе на «Вы», сильнее чувствовалось уважение и доверие с их стороны к лицеистам. Совершенно новой и необычной была лицейская жизнь. Это сейчас никого не удивишь масштабными культурными мероприятиями, а тогда, в 1996 году, Вечер вальса в лицее был событием поистине общегородского масштаба! Никого не могли оставить равнодушным День рождения лицея, Посвящение в лицеисты – торжественное, глубокое, радостное действо! Разве можно забыть то, как мы пели Gaudeamus на сцене?!

Вечер вальса в лицее

Атмосфера в лицее содействовала формированию сильной творческой личности, воодушевляла на активную работу, укрепляла дружбу и воспитывала в нас чувство коллективизма. В лицейских классах были собраны неординарные ребята, многие из которых обладали ярко выраженными лидерскими качествами, но при этом каждый класс был силен своим командным духом! Я не помню каких-то группировок и разделений, нездоровой борьбы за лидерство. С другой стороны, «сверху» на нас никто не давил своим авторитетом, и мы могли, даже еще до конца не осознавая того, ощутить дух настоящей академической свободы. Благодаря такой замечательной атмосфере складывалась особая лицейская идентичность! А через любовь к лицею воспитывалась любовь и к Полоцкому государственному университету.

Корр.: Наверное, разница между лицеем и школой ощущалась и с точки зрения организации и наполнения учебного процесса?

И.В. Вегера: Некоторые лицейские занятия проходили на базе ПГУ. Физико-математическому классу везло в этом отношении больше, но и мы имели удовольствие заниматься в университетских аудиториях. Представляете, два десятилетия тому назад, вуз еще не мог похвастаться сегодняшним уровнем комфорта в своих корпусах, но то, что мы видели и ощущали, уже производило на нас неизгладимое впечатление!

На «Введение в право» мы приходили в университет. Эти пары у нас вел Александр Николаевич Пугачев. Выходит, познакомилась я с ним, когда мне было всего пятнадцать лет. Но, к огромному сожалению, совсем недавно его не стало… Мы боялись Александра Николаевича, как никого другого! Он казался нам небожителем и беспрекословным авторитетом! У него была феноменальная память: знал всех, помнил кто, что и как отвечал. Шла в правоведческий класс, будучи уже достаточно мотивированной, но эти занятия с Александром Николаевичем еще более укрепили меня в мысли, что я сделала правильный выбор. Лицейский опыт был очень полезен и с чисто практической точки зрения. Я и мои одноклассники, поступившие на юрфак, пришли на первый курс, уже имея определенные знания, и это облегчило процесс дальнейшего обучения.

Корр.: С будущей профессией Вы определились. Не было мысли поступать на юридический в какой-нибудь другой университет?

И.В. Вегера: Благодаря лицею стремилась поступить именно в ПГУ и никакие другие варианты даже не рассматривала. Когда училась в одиннадцатом классе, в лицее случился инцидент – нашли ртуть, и целый месяц мы занимались в университете. Казалось, что мы уже студенты, и отсюда уже не хотелось уходить. Это была какая-то магия!

Новополоцкий лицей и сегодня одно из лучших учебных заведений города, куда поступают сильные ученики из Новополоцка и Полоцка. Но сегодня эта некогда столь важная и продуктивная цепочка «лицей – ПГУ» разорвана. К счастью, юридический факультет пытается в какой-то степени эту связь восстановить. Там нет отдельного правоведческого класса, но выделен класс обществоведческого профиля. В рамках проекта Street Law наши студенты ходят в лицей и занимаются с ребятами из этого класса. Такое сотрудничество приносит свои плоды. Многие бывшие лицеисты, прошедшие эту прекрасную школу, поступают к нам на юридический!

Я много самостоятельно занималась. Особый упор, естественно, делала на отечественную историю. До поступления в лицей я ее не знала и не понимала. Это был просто второстепенный предмет. Зато обожала математику, физику, английский язык. Лицей открыл для меня богатейшее прошлое нашей земли! Сначала историю Беларуси у нас вел Николай Георгиевич Бычек, а потом Сергей Петрович Версан, который довольно долго работал и у нас в ПГУ. Благодаря своим учителям я кардинальным образом изменила свое отношение к этой истории. Мне даже снились князья и даты. Представляете! После поступления я находилась на таком подъеме, что горы была готова свернуть и говорила, что обязательно получу и второе высшее образование – историческое!

Корр.: Поступление в ПГУ оказалось для Вас легкой прогулкой?

И.В. Вегера: Что Вы! Поступить было очень тяжело! В тот год в нашем университете конкурс был даже выше, чем в БГУ: двенадцать или тринадцать человек на место! И набирали на «Правоведение» тогда не троих и не пятерых бюджетников, как сегодня.

Для лицеистов существовали льготы. Тот, кто оканчивал лицей по нашему профилю без троек, имел право поступать на любую техническую специальность ПГУ без экзаменов! Большая часть нашего класса им и воспользовалась. Из-за большого конкурса на «Правоведение» льготы для лицеистов были гораздо скромнее. Не знаю всего спектра возможностей, поэтому говорю только о своём случае: если ты окончил школу с золотой медалью и сдал экзамен по истории Беларуси, профильному предмету, на пятерку, то конкурсный отбор для тебя триумфально завершался.

Несмотря на свой интерес к белорусской истории и все мои старания, получить спасительную пятерку и избежать дальнейших экзаменационных мучений мне не удалось. Как так вышло? Сдавали письменный экзамен. По-моему, за три часа нужно было ответить на три вопроса, и, наверное, не хватило времени. Первый вопрос я расписала очень хорошо – вышло четыре страницы. Отвечая на второй, стала торопиться – получилось только три. В третьем осветила уже только то, что успела за оставшиеся минуты. За каждый вопрос выставлялась оценка, на основе которых выводилась общая. Так я и получила 5, 4,5 и 4. Итоговая оценка: 4,5 балла.

Результаты экзамена со ступенек в холле главного корпуса зачитывал представитель приемной комиссии. Услышав оценку, решила посмотреть свою работу. Ни о какой апелляции и не думала. В то время еще работал в университете и заведовал кафедрой истории и социологии Василий Иванович Шайков. Он же был, по всей видимости, председателем предметной комиссии. Василий Иванович не понял моего настроения и воскликнул: «И Вы еще не довольны?!» Действительно, в тот день было много двоек!

К остальным экзаменам пришлось готовиться буквально на ходу за три-четыре дня. Но сочинение на вольную тему по русской литературе и устный экзамен по белорусскому языку, который я любила и знала, сдала на отлично и поступила на бюджет! Из правоведческого класса лицея в мою группу попали шесть человек. Лучшая подруга, Диана Королева, была нашей старостой. Сейчас она живет в Великобритании. Стоит отдельно отметить, что все наши лицеисты – Диана Королева, Виталий Дроздович, Светлана Марчук, Ирина Ушакова, Константин Филиппович – работают по специальности в различных областях юриспруденции!

Корр.: Легко ли Вы адаптировались к университетским требованиям? Кто из преподавателей производил на Вас наибольшее впечатление?

И.В. Вегера: Из одного состояния – лицейского, в другое – университетское, я перешла очень плавно и просто получала удовольствие от учебы! Мне все очень нравилось! В университете практически не было предметов, в изучении которых я не видела смысла для своего дальнейшего развития. Система учебных пар нам была уже немного знакома, и поэтому привыкнуть к ней было легко.

Шел 1998 год. Уже хорошо знакомый нам А.Н. Пугачев вел общую теорию права. Для любого юриста – это основа, азбука! Александр Николаевич читал лекции на высочайшем уровне! Владимир Антонович Богоненко, который преподавал нам гражданское право, имел свою интересную методику. Бывало, он серьезно говорит об очень сложных вещах, а потом, не меняя выражение лица и тон голоса, тонко пошутит и наградит внимательных слушателей порцией осмысленного смеха. Например, задает вопрос: «В какой форме оформляется договор купли-продажи?» Студент отвечает: «В письменной и нотариальной». А Владимир Антонович смотрит на часы и задумчиво говорит: «Надо уже собираться, чтобы купить колбасу и нотариально ее удостоверить».

Запомнились Егоровы, которые незадолго до моего поступления приехали в Новополоцк из Витебска. Алексей Владимирович, наш декан, вел у нас сравнительное правоведение, а Александра Георгиевна – гражданское право. Она еще и очень сильный практик – работала в юридической консультации, адвокатом. Инна Николаевна Троцкая тоже много нам дала! У нее такое неординарное мышление и прекрасное чувство юмора! Она у нас вела важнейшие дисциплины – «Прокурорский надзор» и «Уголовный процесс». Трудно переоценить влияние на меня Оксаны Генриховны Станкевич, которая читала нам «Конституционное право зарубежных стран». Я позже сама защищала дипломную работу по этому направлению.

Хотела бы вспомнить и Ивана Андреевича Бочкова, который на протяжении долгого времени работал заместителем декана факультета. С одной стороны, он мог «построить» студентов, как говорится, по полной программе! Но с другой стороны, Иван Андреевич любил и уважал нас, по-отечески заботился, знал всех в лицо и по имени, умел сплотить студенческий коллектив. И воспитательная работа, и концерты, и турслеты лежали на его мощных плечах. Именно такие люди и необходимы на столь ответственной и важной для факультета должности!

Корр.: В студенческие годы Вы никогда не испытывали разочарования по поводу места и предмета обучения?

И.В. Вегера: Что касается Полоцкого государственного университета, то, конечно, и мыслей таких не возникало! Я, на самом деле, часто сомневалась, правильно ли я поступила, выбрав право. Всегда любила четкость и алгоритмичность действий и логичность решений: два плюс два равно четыре. И никак иначе! Но в праве так бывает далеко не всегда! Постепенно я примирилась с такой «гуманитарной» природой правоведения и сегодня нахожу ее по-своему и гармоничной, и логичной.

Раньше на нашем факультете преподавали высшую математику. Я считаю, что и она, и логика должны присутствовать в программе подготовки юристов. Очень часто сама сталкиваюсь с тем, что у студентов не получается логически выстроить материал, увидеть логику в понятиях. Это иногда бывает сделать сложнее, чем в математике, которая оперирует цифрами. У нас высшей математики уже не было, но «Логику» читали. И если я проблем с Николаем Станиславовичем Янковским, который читал нам этот курс, не испытывала, то некоторые мои однокурсники из-за этого предмета были даже отчислены из университета.

Корр.: Какой была студенческая жизнь на рубеже столетий?

И.В. Вегера: Пора студенчества, наверное, в равной степени богата на интересные события и важна, независимо от той исторической эпохи, когда ты учился. Задор и безмятежность, безудержная энергия и юношеский максимализм были, есть и будут свойственны студентам. С точки зрения финансового благополучия время было не очень хорошее. В начале 2000-ых уже становилось немного легче, но материальные трудности предыдущего десятилетия по-прежнему ощущались. Хотя, разве отсутствие денег когда-то мешало студентам весело отдыхать?

Студенческая поездка

У нас была замечательная группа! На потоке даже ощущалась конкуренция: чья группа дружнее и сплоченнее. И нам хотелось стать еще лучше, добиться успеха не только поодиночке, но и как коллектив. Согласитесь, это очень правильная конкуренция! Мы старались чаще собираться, поддерживать друг друга, отстаивать какие-то общие интересы. При этом хорошо и много общались и с двумя другими группами нашего потока.

Несмотря на то, что все мы старательно погружались в мир непростой профессии, много и напряжено работали, времени на отдых тоже хватало! Когда сегодня студенты жалуются на загруженность, я говорю: «Послушайте! Вы открываете телефон, и у вас сразу есть возможность ознакомиться со всей нормативной базой! В вашем распоряжении есть практически любые книги, электронные учебники и презентации!» В пору нашего студенчества для написания самого простенького реферата нужно было идти в профильный методический кабинет, где была собрана специальная литература: по философии, праву и так далее. На первых курсах даже возможностей копировать литературу было немного, и приходилось целыми страницами переписывать необходимый материал от руки. Уже и не говорю об электронных базах правовой информации, которые существуют и широко доступны сегодня, и без чего юрист не может обходиться. Тогда все это печаталось в «Ведомостях Верховного Совета», потом в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и содержалось в читальном зале нашей библиотеки в больших подшивках. Естественно, в наличии было только несколько экземпляров, а желающих поработать с источниками – хоть отбавляй! Выстаивали в длинных очередях, работали по двое.

В годы моего студенчества не было столько заготовленных университетскими структурами развлечений, как сегодня. Иногда, принимая участие в наших традиционных мероприятиях уже в качестве декана факультета, испытываешь добрую зависть. Зато в наши годы оставалось больше места для студенческой инициативы снизу, для реализации собственных задумок и идей. Еще одно важное отличие заключается в том, что почти два десятка лет назад мир еще не успели заполонить гаджеты. Сегодня виртуальное, «дистанционное» общение заменило живые, «человеческие» контакты между людьми. Если мы хотели поговорить, если нам было интересно находиться рядом, мы собирались и весело проводили время. Ходили на прогулки, отдыхали на студенческой дискотеке в «Химике», куда было очень сложно пробиться из-за обилия желающих. Выезжали на озеро Черное в летний лагерь «Мáра», где собирались и студенты, и аспиранты. Уха, песни под гитару у костра, теннисные баталии, дискотеки! Я была там дважды и до сих пор с теплотой вспоминаю эти замечательные недели! Кроме того, ежегодно в мае мы праздновали День рождения группы, который высчитывался на основе отдельных дат рождения студентов. Весело праздновали медиум! Мне кажется, сейчас эта традиция как-то медленно умирает. Поинтересовалась у студентов, отмечают ли они медиум, а они: «Что это такое?!» Я понимаю, что у них и так мероприятий хватает, но это, по-моему, настоящий праздник маленького студенческого коллектива. Мы выезжали на турслеты, рисовали от руки плакаты и стенгазеты. Именно в такие моменты, а не во время написания научных статей или на парах формируются общие интересы, завязывается дружба, возникают взаимные симпатии.

Корр.: Каким был Ваш путь в студенческую, а значит, и в большую науку?

И.В. Вегера: С первого курса я, как, наверное, и большинство моих однокурсников, ощущала сильное влияние Александра Николаевича, который мог увлечь студентов и настроить их на занятие научным поиском. Он подчеркивал, что нужно не просто заучивать готовый материал, но и участвовать в конференциях, республиканском конкурсе научных работ, говорил о том, что важно видеть перспективу и пошагово двигаться в выбранном направлении, искать в материале не только чисто научный, но и практический интерес. Александр Николаевич, по сути дела, активно «ставил» нам мышление настоящего юриста-профессионала – постоянно ищущего, творчески настроенного, широко и глубоко мыслящего.

Олимпиада по математике г. Гродно

Я старалась следовать его установкам. У историков, наверное, это было не так, но у нас курсовые писались по разным дисциплинам. Моя первая работа была посвящена теории права: я изучала акты Президента Республики Беларусь. Так получилось, что к этой проблематике я вернулась в своей кандидатской диссертации. На втором и третьем курсах от конституционного права я перешла к уголовному, рассматривая вопросы прав и свобод человека. На четвертом курсе я опять занималась конституционным правом, но на этот раз уже зарубежных стран. В какой-то степени, выбор это научного направления стал продолжением моего лицейского интереса к истории.

Так поднимаясь по этим «ступенькам» и не отклоняясь от заданного проблемного вектора, я и вышла на тему своей дипломной работы. Она касалась законодательного процесса. Начинала я с анализа актов Президента, затем рассматривала, как они принимаются и как соотносятся с другими правовыми актами, например, законами парламента. Вся эта проблематика тесно переплеталась с достаточно бурной политической жизнью Республики Беларусь во второй половине 1990-ых – начале 2000-х годов, когда, например, конституционные изменения 1996 года применялись на практике, появлялись новые виды актов. Это было очень актуально и интересно.

В то время как мне всегда ближе были теория государства и права и конституционное право, многие мои однокурсники отдавали предпочтение другим областям. Тот, кто себя видел юристом-хозяйственником или адвокатом, делал упор на гражданское право. Там тоже была хорошая школа. И Владимир Антонович направлял и помогал, и Егоровы всегда со студентами занимались, и Яков Адольфович Пожого, и представители молодой генерации преподавателей факультета.

Корр.: По окончании университета Вас ждала аспирантура. Где Вы продолжили обучение?

И.В. Вегера: По окончании университета я распределилась на кафедру теории и истории государства и права. Сначала нас, молодых преподавателей, не подпускали к студентам-юристам. Свое мастерство оттачивали на курсах «Основы права» и «Права человека» на других факультетах. Это была отличная школа!

Но, конечно, главной задачей для меня в то время было поступление в аспирантуру. Я выбрала БГУ. Позвонила на кафедру конституционного права, которой и тогда, и сейчас заведует Заслуженный юрист Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор Григорий Алексеевич Василевич. Потом привезла туда реферат. Немного позже Григорий Алексеевич назначил встречу, мы с ним обстоятельно поговорили. Он посмотрел мой реферат, а потом стал расспрашивать: «А какие мои работы Вы читали? С чем Вы не согласны?» Я изучала многие его работы, а в дипломной работе даже критиковала некоторые его выводы. Вот я ему и выдала то, что он просил! Григорий Алексеевич позитивно отнесся к моим рассуждениям, задал еще несколько вопросов. На один из них я не нашла прямого ответа, но, включив научный подход, начала развивать мысль о роли Конституционного Суда в отмене решений референдума. Он спросил, кого я бы хотела себе в научные руководители, и я ответила, что, конечно же, было бы хорошо попасть именно к нему. Поначалу Григорий Алексеевич выразил сомнение в такой возможности: и так сильно загружен работой, много аспирантов. Но, в конце концов, мне повезло, и он стал моим научным руководителем!

Поступила в очную аспирантуру. Бывала в Минске наездами: побуду три дня и возвращаюсь в Новополоцк. Одновременно с этим преподавала в нашем университете. Такое совмещение оказалось мне по силу. Я не училось в магистратуре – тогда это была редкость. Поэтому в течение первого года аспирантуры не только ходила на занятия в БГУ, но и сдавала экзамены кандидатского минимума. Тема моей диссертации – «Законодательные акты как источник конституционного права: Республика Беларусь и романо-германская юридическая традиция». Защитилась я в срок – в ноябре 2006 года.

Корр.: Даже мне, человеку, далекому от юриспруденции, Григорий Алексеевич Василевич прекрасно известен уже более двадцати лет. Наверное, непросто было работать с таким корифеем науки и заметным государственным деятелем?

И.В. Вегера: Да, было непросто! Григорий Алексеевич работал тогда Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь, а еще параллельно заведовал кафедрой. Для встречи с Григорием Алексеевичем нужно было заранее записаться на прием. Он был всегда в условиях жесточайшего цейтнота: совещания и советы на самом-самом высоком уровне, работа в ВАКе и так далее. Поэтому общение строилось очень четко! Возможно, это было очень хорошо, поскольку дисциплинировало и заставляло ценить каждую минуту консультации. Отправляясь на встречу к научному руководителю, нужно было старательно готовиться: составить четкий перечень вопросов, привезти статью или какую-то часть работы. Бывало, он говорил: «У Вас есть пять минут!» И мы справлялись, работая в таком активном режиме.

Григорий Алексеевич – научный руководитель, который, действительно, занимается своими аспирантами! Несмотря на свою невероятную занятость, он всегда находил время на общение. Никогда не забуду, как мне нужно было ему позвонить в первый раз. Написала себе текст, отрепетировала, как я буду его проговаривать. Боялась, что от волнения мой мозг в любой момент может отказать! А звонить нужно было не напрямую, а, естественно, через приемную. В конце концов, все-таки осмелилась. Но это был такой страх! Еще бы: такому высокому должностному лицу звонит вчерашняя выпускница из Новополоцка!

Григорий Алексеевич – прекрасный человек, замечательный руководитель и крупный ученый! Он сыграл в моей успешной защите огромную роль! Я ему за это очень благодарна! Мы до сих пор очень хорошо общаемся! Он приезжает к нам на конференции, читает лекции для студентов, поддерживает нас, руководит нашими аспирантами.

Совсем недавно в жизни Григория Алексеевича произошло значимое событие: Общим собранием НАН Беларуси он был избран членом-корреспондентом! Это еще раз подтверждает масштаб его научных достижений.

Григорий Алексеевич Василевич

Корр.: Как изменилась Ваша жизнь после защиты кандидатской диссертации?

И.В. Вегера: Никакой эйфории по этому поводу не было. Я не чувствовала, что совершила какой-то качественный скачок. Просто выполнила очередную квалификационную работу. Студент пишет дипломную, аспирант – кандидатскую диссертацию. Именно так и следует воспринимать стоящую задачу! Это не полет на Альфа Центавру! Все абсолютно реально! Выход на защиту и сама успешная защита не привязаны жестко к интеллектуальному потенциалу человека. Здесь важную роль играет совокупность факторов. Нужен и напряженный труд – в определенном месте, в определенное время. Не обойтись и без целеустремленности, доли удачи и так далее. Если какой-то компонент выпадает, то другие факторы могут не компенсировать его отсутствие, и аспирант останавливается в полушаге от научной степени.

Когда я защитилась, мне доверили читать «Конституционно право» и «Конституционное право зарубежных стран». На моей кафедре – кафедре теории и истории государства и права – по специализации «Организация и деятельность государственных органов» эти курсы были основными, а по «Конституционному праву» сдавался государственный экзамен. На меня была возложена серьезная ответственность!

Потом в какой-то момент мне показалось, что я достигла состояния стабильности, и нужно двигаться дальше. Как раз тогда, в 2008 году, у меня родилась дочь Алина, можно было сделать паузу и задуматься. Но без работы я долго не оставалась: уже в 2009 году вышла на полторы ставки! Отдельное спасибо здесь стоит сказать бабушкам и дедушкам, которые помогли молодым работающим родителям!

В 2010 году мне предложили заведовать кафедрой социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин нашего Института повышения квалификации (ИПК). Отработала там два года, но потом в ИПК прошла реорганизация, и кафедры были упразднены. Я уже собиралась возвращаться на кафедру теории и истории государства и права. Но Яков Адольфович Пожого решил уехать в Минск, и стала вакантной должность заведующего кафедрой уголовного права и криминалистики. Совершенно неожиданно возглавить это подразделение было предложено мне. Лето провела в раздумьях. Все-таки я – конституционалист по специальности, но, в конце концов, решила: «Не стоит зацикливаться на чем-то одном! Надо попробовать!». Так, в сентябре 2012 года я стала заведующей кафедрой уголовного права и криминалистики.

Корр.: Это был совершенно новый опыт?

И.В. Вегера: Конечно! На меня сразу же свалилось много новых направлений работы. В ряду прочего, на кафедре была госбюджетная научная тема, связанная с экологической безопасностью. (Любопытно, что на вступительных экзаменах в университет я писала сочинение именно об экологии!) Временный научный коллектив уже был сформирован, работа велась, но руководить всем пришлось мне. За год нужно было погрузиться в достаточно сложный материал, разобраться во всех его нюансах, съездить с отчетом в Минск. К счастью, мы сработали слаженно и выполнили все поставленные задачи. Этот положительный опыт очень обогатил и запомнился!

Корр.: И тут весной 2014 года Алексея Владимировича Егорова отправили на повышение в Витебск, и на юридическом факультете освободилась должность декана факультета…

И.В. Вегера: Да! К тому времени я уже окончательно влилась в коллектив кафедры уголовного права и криминалистики, почувствовала в себе силы, стала формировать кадровый состав, наметила какие-то планы на перспективу. Мне было даже жалко оставлять место, которое за два года успело стать родным! Это был тяжелый момент выбора.

Честно говоря, не представляла, смогу ли я быть деканом! Мне тогда казалось, что деканы – это какие-то особые люди, обладающие сверхспособностями и широкими деловыми контактами, необходимыми для нормального функционирования сложного факультетского механизма со всем разнообразием его учебной, научной, воспитательной деятельности, распределением выпускников и так далее. Сейчас могу сказать, что, на самом деле, я, наверное, не знала и половины тех функций, которые возложены на руководителя факультета!

В конце концов, я дала согласие. Опять же, это был серьезный вызов! Поначалу приходилось очень непросто! Я же никогда до этого не занималась составлением всевозможных планов, графиков, не курировала вопросы международной деятельности и многое другое. Но постепенно набиралась опыта, пришли первые успехи на административном поприще. Работа стала приносить удовольствие.

Корр.: В чем секрет Вашей успешной работы на очень ответственной должности?

И.В. Вегера: Человек развивается в коллективе. И результат работы руководителя – это результат работы всей команды! Без ее поддержки любая работа будет тебе неподъемной ношей! В прошлом году и нынешней осенью мы провели две международные конференции – «Конституционные права и свободы: проблемы интерпретации и реализации в национальных правовых системах» и «Традиции и инновации в праве». Многие гости отмечали: «Видно, что у Вас работает команда! Как Вам повезло!» А одна из коллег, например, жаловалась, что в подобной ситуации множество организационных и технических проблем ей приходилось решать самостоятельно. Я не представляю, что бы я делала без помощи, без слаженной работы всего нашего факультетского коллектива. Когда видишь, что каждый переживает за общее дело, и понимаешь, что никто не подведет, то испытываешь чувство глубокого удовлетворения как от результата работы, так и от самого процесса. Взаимодействие с людьми – это замечательная школа!

Ирина Владимировна Вегера

Это касается не только коллектива факультета. Какой бы ты области не касался, без содействия соответствующих университетских служб просто не обойтись. Везде чувствуешь поддержку и конструктивный подход! Издание материалов конференции – слаженно действует редакционно-издательский отдел, работа со студентами – подключается отдел по воспитательной работе с молодежью… Это перечисление можно продолжать еще очень долго, и я боюсь кого-то упустить.

Не могу не высказать самые добрые слова в адрес доктора юридических наук, профессора, Заслуженного юриста Республики Беларусь Владимира Михайловича Хомича. Юридический факультет сотрудничает с ним давно. Началось наше общение с его участия в наших конференциях. Затем он стал преподавать у магистрантов юрфака ПГУ. Сегодня Владимир Михайлович руководит дипломными и магистерскими работами, а, кроме того, является научным руководителем двух аспирантов факультета. Следует особо и с благодарностью отметить то, что он постоянно участвует в наших научных мероприятиях, поддерживает наши инициативы, помогает и делом, и советами.

Вегера с Хомичем

Корр.: Чем живет сегодня юридический факультет?

И.В. Вегера: За три с половиной года, в течение которых я возглавляю факультет, на юрфаке произошли большие изменения. Во-первых, какие-то перемены осуществлялись в русле трансформаций, которые претерпевает сам ПГУ. Так, например, в университете разработан и принят стратегический план развития на 2016-2020 годы, который дает четкое понимание того, куда нам нужно двигаться. Это совсем не значит, что раньше мы были словно беспомощные котята, не понимающие происходящего и не видящего цели. Но мне как человеку, любящему ясность и порядок, проще действовать, когда работа систематизирована и алгоритмизирована. Думаю, любому от четкости поставленных задач работается куда более продуктивно.

Во-вторых, у нас появился Региональный учебно-научно-практический юридический центр. Это совершенно уникальный проект, идея которого принадлежит Дмитрию Николаевичу Лазовскому. Когда он предложил создать такой центр совместно с юристами-практиками, то мне это показалось совершенно недостижимой целью. Помимо прочего, нужно было «заразить» этой идеей множество самых разных серьезных людей, а потом еще и собрать всех вместе для обсуждения очень сложных вопросов практической реализации проекта. Я же тогда еще почти никого не знала лично – только если на местном уровне! Пришлось совершить настоящий «агитационный тур», чтобы рассказать, в чем заключается суть нашей идеи. Большое спасибо коллегам-юристам, которые поддержали нашу инициативу! На самом деле, все, к кому мы обращались, высказали заинтересованность и приехали к нам. Региональный центр был создан и это, несомненно, самое значимое событие в моей еще недолгой деканской биографии.

Открытие центра

Корр.: Уже можно говорить о каких-то результатах работы Регионального центра?

И.В. Вегера: Да. У нас, естественно, были давние хорошие связи с юристами-практиками. Но сейчас наше сотрудничество вышло на принципиально новый уровень! Если раньше мы сами занимались поиском каких-то вариантов, то сегодня на нас выходят с собственными инициативами. Прежде контакты со сферой практики носили преимущественно разовый характер, а сейчас мы работаем системно и планомерно. Буквально недавно были открыты новые филиалы кафедр. В управлении Следственного комитета по Витебской области готовы принимать наших студентов и проводить выездные занятия. Очень плотно сотрудничать с нами стали и таможенные органы: ребят приглашают на мероприятия, проводят для них экскурсии. Регулярно на базе нашего Зала суда проводятся выездные судебные заседания по уголовным и гражданским делам. Для студентов это важнейший опыт!

Огромную поддержку Региональному центру оказывают местные специалисты – председатели судов Новополоцка и Полоцка, начальники отделов Следственного комитета. Не было такого случая, когда бы они просто отмахнулись, ссылаясь на напряженный график работы (а это, действительно очень загруженные люди!), и не приехали к нам. Важно отметить, что в этих органах работает немало выпускников Полоцкого государственного университета.

Мы проводили круглый стол по качеству юридического образования и были рады услышать советы и пожелания, замечания и критику, обсудить с высококлассными специалистами-практиками актуальные проблемы. Очень важно, что и сами студенты имели возможность из первых уст узнать о требованиях нашего рынка труда. Такое активное взаимодействие образования, науки и практики – не какой-то завтрашний день, это то, над чем мы уже сегодня напряженно и творчески работаем.

Я уже говорила о том, что мы недавно заложили традицию ежегодных международных научных конференций на базе Регионального центра. Не знаю, осилим ли мы их проведение с таким относительно небольшим временным интервалом, но мы, не побоюсь этого сказать, были замечены! Нам очень нравится, что к нам приезжают маститые ученые со всех концов Беларуси, из ближнего и дальнего зарубежья. В стране проводится достаточно большое количество самых разнообразных научных форумов, и «заманить» столичных ученых в регионы не так-то просто! Очень приятно, что они выбирают именно Полоцкий государственный университет!

Корр.: Юридический факультет славится в университете своими обширными международными контактами.

И.В. Вегера: За последние три года большие подвижки произошли и на этом важнейшем направлении! Говоря о примерах наиболее продуктивных связей с зарубежными партнерами, нужно, прежде всего, выделить сотрудничество факультета с Институтом по правам человека и гуманитарному праву имени Рауля Валленберга из Лунда. Начиналось все с моего ознакомительного визита в Швецию, где было запланировано небольшое мероприятие. Но я понимала, что там нужно отработать по максимуму, чтобы завязать контакты с очень интересными и сильными партнерами и добиться нашего включения в пятилетний белорусско-шведский проект по академическому сотрудничеству. Нам это удалось!

Год тому назад в ходе визита в наш университет Мортена Кьерума, директора этого института, был подписан договор о нашем сотрудничестве. Мы, таким образом, стали первым не столичным вузом Республики Беларусь, который вошел в это партнерство. Изначально Институт по правам человека и гуманитарному праву имени Рауля Валленберга был настроен на работу исключительно с минскими учреждениями высшего образования.

Постепенно, шаг за шагом мы двигались вперед. Сначала налаживание отношений с Институтом было завязано исключительно на мне. Но постепенно я стала подключать коллег по факультету. Это и ускорило процессы партнерского взаимодействия, и открыло новые возможности для профессионального роста наших преподавателей. Очень активно сегодня в этом направлении работают Кристина Дмитриевна Савицкая, руководитель направления Street Law, и Ирина Викторовна Шахновская, руководитель студенческой службы правовой помощи. Они занимаются правами человека и юридическими клиниками. Активно включилась в эту работу Юлия Леонидовна Приколотина. У нее два основных направления: внедрение правочеловечной тематики и гендерного аспекта в юридические дисциплины. По линии развития студенческого самоуправления наши лучшие студенты и преподаватели, занимающиеся данным проектом, съездили на стажировки в Голландию и Швецию, неоднократно бывали на различных мероприятиях в Минске. У студентов появляются интересные публикации. И это далеко не все результаты нашего плодотворного взаимодействия с Институтом по правам человека и гуманитарному праву имени Рауля Валленберга! Даже сейчас наш преподаватель Кристина Дмитриевна Савицкая в рамках данного проекта находится в Кембридже – ее пригласили выступить на конференции с докладом на английском языке. Несомненно, для нашего факультета это качественно новое достижение!

Корр.: Сеть Ваших международных контактов гораздо шире и наверняка постоянно расширяется.

И.В. Вегера: Да, конечно! Второй по значимости зарубежный партнер нашего факультета – это каунасский Университет Витовта Великого. Этот контакт привез из своей очередной стажировки Алексей Леонидович Радюк, заместитель декана. Его визит на юридический факультет в Каунасе вылился в договор о сотрудничестве. Побывали у них в гостях, они посетили наш университет летом, а потом приехали осенью на нашу конференцию. Нам удалось вместе с ними выиграть Erasmus-проект по академической мобильности. Сейчас мы ожидаем визита литовского профессора, который у нас прочитает лекции по уголовному праву. Студенты факультета съездили на двухнедельную стажировку в Каунас. Кроме того, наша магистрантка Дарья Кашпорова обучается там бесплатно в магистратуре. Эта возможность была нам предоставлена не в порядке обмена, а просто в виде подарка! Юридический факультет Университета Витовта Великого был готов принят даже четырех человек из ПГУ. Но кого-то подвели знания по английскому языку, а кто-то журавлю в небе предпочел синицу в руках – распределение и работу по специальности.

Юридический факультет

Не могу не воспользоваться удобным случаем, чтобы призвать студентов и магистрантов юридического факультета учить английский язык! Возможности участия в международном сотрудничестве настолько широки, что не воспользоваться ими из-за недостаточного внимания к английскому в век глобализации непозволительная роскошь! Нужно понимать, что сейчас возможность поучиться за рубежом – это не экзотика, а реальность!

Очень хорошие связи у нас и с российскими вузами. Мы уже дважды посылали своих студентов в Московский гуманитарный университет. Там, кстати, бывали не раз не только юристы, но и экономисты, и, кажется, филологи. Плодотворно сотрудничаем с Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого.

В октябре текущего года Владимир Антонович Богоненко съездил в Лион. Насколько мне известно, договор между Лионским университетом и ПГУ был подписан уже давно, но активное сотрудничество на некоторое время затихло. Владимир Антонович взял инициативу в свои руки и побывал у наших французских коллег в гостях. Уже есть предварительные договоренности, но о каких-то конкретных результатах говорить пока рано. Будем надеяться, что и на лионском направлении нас ждет успех!

К нам на факультет стали приезжать и зарубежные профессора – из Швеции, США, Германии. Все эти визиты состоялись в рамках текущего года! Доктора Алехандро Фуэнтес, Роберт Веллер, Хельмут Кури стали нашими друзьями и каждый из них готов еще раз к нам приехать.

Поездка в каунасский Университет Витовта Великого

Сегодня, еще раз повторю, развитие международных связей – важнейшее направление в работе любого подразделения университета! Иного нам просто не дано! Вот и сейчас Алексей Леонидович Радюк находится в Польше и налаживает контакты с коллегами из Белостока.

Корр.: На юридическом факультете обучается много иностранных студентов. Насколько успешно ведется работа с ними?

И.В. Вегера: У нас на факультете, действительно, учится немало иностранных студентов – около 80 человек. А это почти третья часть всех иностранцев, которые обучаются в ПГУ! На протяжении долгого времени к нам, за редким исключением, приезжали только туркмены. Потом появился сириец – он уже окончил нашу магистратуру. Учились у нас россияне. В нынешнем учебном году к нам из Минска перевелись два китайских студента – парень и девушка. Понемногу пытаемся расширять географию студенчества на факультете.

Что скрывать, не обходится без проблем. Русский для иностранцев – по определению иностранный язык, а значит, с ними преподавателям приходится работать больше. Зная это, с весны нынешнего года мы начали выделять иностранных студентов-первокурсников в отдельные учебные группы. Прежде чем запустить этот эксперимент, долго думали, взвешивали все за и против. Да, нельзя допускать их искусственной изоляции, но возможные преимущества этого шага перевесили. Решающим доводом в пользу создания таких групп стала просьба об этом самих иностранных студентов. Что очень важно, лучших из них!

Не все было просто! В деканат потянулись группы «ходоков», представлявших противоположные позиции. Сначала пришли сторонники отдельных групп для иностранцев: «Мы хотим учиться отдельно! Мы хотим больше внимания со стороны преподавателей!» Мы им отвечаем: «Будет вам отдельная группа!» Только они за порог – приходят другие студенты: «Хотим учиться в общих группах!» Их волнение можно было объяснить! Естественно, в группе иностранных студентов отстающим спрятаться за спины белорусов уже нельзя – спрос будет больше.

Такой подход к обучению иностранных студентов, по-моему, перспективен. На семинарских занятиях преподаватель сможет более качественно поработать с ребятами: лучше объяснить материал, предоставить больше времени на обдумывание и формулирование ответа на неродном языке. Особенно полезной такая более индивидуальная работа будет на первом курсе, когда иностранцы зачастую находятся в состоянии не только культурного, но и языкового шока. Я уверена, тот, кто, действительно, пришел к нам за знаниями, останется доволен!

Говоря об иностранных студентах на юридическом факультете, хочется упомянуть Алексея Леонидовича Радюка! Он выполняет очень большой объем работы, в том числе создавая для них благоприятную атмосферу, без которой находиться, а тем более, учиться вдали от дома очень трудно. Алексей Леонидович даже играет с ними в футбол! Такие простые, но непременно уважительные отношения между иностранными студентами, с одной стороны, и деканатом, нашими преподавателями, с другой, очень важны и для факультета, и для университета в целом! Мы пытаемся включить иностранных ребят в жизнь факультетского студенчества и белорусского общества вообще.

Корр.: Какими Вы видите перспективы развития юридического факультета?

И.В. Вегера: Нашей специальности в этом году уже исполнилось 23 года, а факультету – 20. Юридических факультетов в стране много, и мы хотим найти свое достойное место. Сейчас разрабатывается Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года. Нет никаких сомнений в том, что необходимо повышать качество юридического образования, что следует усиливать практическую часть подготовки. В этой высококонкурентной среде мы хотим достойно выглядеть, сохранить наши наработки и развиваться дальше! Чего бы нам хотелось достичь? В Республике Беларусь мы уже узнаваемы и завоевали, я считаю, заслуженное признание. Моя мечта – сделать юрфак ПГУ известной юридической школой в мировом масштабе, для начала хотя бы в Европе! Узнаваемость складывается из множества компонентов: из качества подготовки выпускников и их востребованности на рынке труда, из качества профессорско-преподавательского состава и уровня развития науки, из вовлеченности в международное сотрудничество и так далее. Вот над этими составляющими нам и нужно, засучив рукава, работать! Думаю, такие высокие цели могут – даже должны – ставиться любым факультетом Полоцкого государственного университета.

Корр.: Как Вы любите проводить свободное время?

И.В. Вегера: К сожалению, свободного времени для досуга совсем мало. Вернее, оно в основном подчинено интересам и занятиям моей дочки. Ее кружки и секции теперь в приоритете – спортивные бальные танцы, английский язык, плавание, школьные олимпиады, репетиции и многое другое. Каждый вечер занят именно этим.

Семья И. В. Вегеры

Мой супруг Антон Вегера тоже много работает. Он начинал свою профессиональную деятельность в родном ПГУ. Защитил диссертацию. А в 2006 году сменил основное место работы, но, как и прежде, продолжает читать лекции на кафедре трубопроводного транспорта и гидравлики. Устает, конечно, ведь после работы идти в университет и читать пары – не так просто! Но с лекций он возвращается домой воодушевленным и рассказывает: «Как приятно, когда ты смотришь в их глаза и понимаешь, что ты дал им материал, они его усвоили и стали более квалифицированными специалистами в своей области!»

Семья

Так что в будние дни всей семьей собираемся поздно. Ну, а когда выдаются свободные выходные дни и совместный отпуск, стараемся проводить время на природе. У наших родителей есть дачи, куда мы часто ездим с ранней весны и по октябрь: озеро, лес, сад, работа на земле – все это позволяет переключиться и отдохнуть, проводя время вместе с семьей. Летом любим ходить в лес, кататься на велосипеде, путешествовать. Стараюсь при любой возможности посещать спектакли, концерты, иногда ходим в кино. В этом году дебютировала в турслете выпускников юридического факультета и ни капли не пожалела. Получила огромный заряд позитива! По возможности играю в теннис, волейбол, хожу в бассейн, но все это на любительском уровне и нерегулярно, к сожалению.

Спорт

Турслёт ЮФ

Корр.: Ирина Владимировна, что бы Вы пожелали родному ПГУ?

И.В. Вегера: Полоцкий государственный университет достойно выглядит не только среди учреждений высшего образования Республики Беларусь, но и среди вузов всего постсоветского пространства. У нас богатая история, есть сильные школы. Хотелось бы пожелать родному ПГУ развиваться дальше, чтобы его узнаваемость и известность нашли свое воплощение и в высоких местах международных рейтингов. Пусть это формальный показатель, но путь к самым высоким строчкам в нем сделает нас – студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей – успешнее, а сам университет – лучше!

Награждение

Беседовал Владимир Филипенко