Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Можно по-разному оценивать результаты международной деятельности и темпы интернационализации Полоцкого государственного университета. Кому-то может показаться, что мы топчемся на месте. Кто-то убежден, что наш вуз мог бы двигаться в этих направлениях еще быстрее. А кое-кто, возможно, по-прежнему задает себе вопрос: «А зачем нам все это нужно?!»

Факты – упрямая вещь, а они говорят о том, что наш университет продолжает уверенно двигаться по пути преобразования в настоящий университет Болонского типа. Сомневаетесь? Тогда попытаемся разубедить вас, взяв в союзники начальника отдела международных связей Сергея Васильевича Пешкуна!

С.В. Пешкун

Корр.: Сергей Васильевич, вот уже несколько лет наблюдается заметное оживление международной деятельности нашего университета. Это действительно так?

С.В. Пешкун: Интернационализация белорусского высшего образования, это не чья-то прихоть, а веление времени. Мы не можем оставаться в стороне от этого процесса.

В Полоцком государственном университете уже давно сложилась традиция активно заниматься международной деятельностью как в формате отдельных мероприятий, например, конференций и форумов, так и в рамках крупных организаций. Мы плодотворно сотрудничаем с Европейской Комиссией. На протяжении целого ряда лет я был экспертом, а не так давно стал главным экспертом по мониторингу и оценке проектов Европейского агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре. Это помогает не только разбираться в существующих сегодня тенденциях развития высшего образования в Европе, но и облегчает поиск международных партнеров для ПГУ, а также отбор и применение лучших европейских практик в нашем университете.

Конференция молодых ученых

Хотелось бы особо отметить большие позитивные изменения в мотивации сотрудников ПГУ к участию в международной деятельности. Сегодня все больше и больше коллег вовлекается в эту важную работу и, главное, видно, что они относятся к ней с большим интересом и стараются выполнять возложенные на них обязанности с душой. Таким людям хочется помогать во всем, в том числе в поиске новых зарубежных контактов в Европе и Соединенных Штатах Америки, с вузами которых у нас открываются хорошие перспективы для сотрудничества.

Корр.: Позитивные изменения, о которых Вы говорите, находят свое отражение и в успехе наших заявок на конкурсе проектов, финансируемых Европейской Комиссией.

С.В. Пешкун: Да, действительно, в нынешнем году мы выиграли три больших проекта в рамках модуля «Создание потенциала в сфере высшего образования» программы Erasmus+. Их суть заключается в том, чтобы, изучив передовой опыт европейских вузов-партнеров, адаптировать его к белорусским реалиям.

Совместно с нашими партнерами мы подавали 22 заявки, а прошли 3 из них. И это очень хороший результат! С каждым годом конкуренция в борьбе за финансирование заметно возрастает. На рассмотрение экспертов Европейской Комиссии поступило почти 900 заявок, из которых были одобрены только 147. С участием вузов из региона Восточного Партнерства (Беларусь, Молдова, Украина, Азербайджан, Армения и Грузия) было подано более 400 заявок, но доля их успешности оказалась еще меньшей. В четырех проектах, получивших финансирование, принимают участие белорусские вузы. Только в четырех! И вот, как я уже говорил, в трех из них будет задействован Полоцкий государственный университет! Причем, два из трех были инициированы именно нами!

Корр.: Что это за проекты?

С.В. Пешкун: Во-первых, «Модернизация учебного плана магистратуры по информационно-коммуникационным технологиям для улучшения возможности трудоустройства студентов» (Modernisation of Master Curriculum in ICT for Enhancing Student Employability, MaCICT). Координатором этого проекта выступает немецкий Университет прикладных наук региона Эмден/Леер, но сама его идея принадлежит нашим сотрудникам. Здесь хочется отметить активное участие в разработке заявки заведующего кафедрой вычислительных сетей и систем Рихарда Петровича Богуша.

Во-вторых, «Совершенствование университетского преподавания и обучения» (University Teaching and Learning Enhancement, UniTeLE). Здесь работу вузов-партнеров будет координировать Университет Линнеус из Швеции. Это плод совместных усилий с нашими давними друзьями-коллегами – Петером Бореном и Йоргеном Нильссоном.

Стоит отметить то, что оба этих проекта подавались уже в третий раз. После первых неудач мы не сложили руки, а с учетом полученного опыта продолжали работать над их дальнейшим совершенствованием. В результате эти заявки оказались в числе трех лучших по оценкам экспертов! Больше 90% получили только два наших проекта и еще один из Балканского региона. При этом сотрудниками Европейской Комиссии отмечалось, что заявок, которые составляются белорусскими вузами, было, как ни странно, совсем немного, и качество их оставляло желать лучшего. Наиболее проработанные проекты, то есть наши в том числе, оказались на три головы выше остальных.

И, наконец, «Совершенствование обучения в аспирантуре и улучшение образовательных методологий» (Modernization of Doctoral Education in Science and Improvement of Teaching Methodologies, MODEST), координатором которого заявлен Латвийский университет – крупнейший вуз страны-соседки. В его разработке я также принимал участие, тесно сотрудничая с коллегами из Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) – вуза-инициатора проекта. В прошлом году эта заявка не прошла, но в этом мы смогли добиться финансирования.

Корр.: Это большой успех!

С.В. Пешкун: Несомненно! Заявки, которые пишем мы, конкурентоспособны! Мой опыт работы в Европейской Комиссии сказывается: я знаю, что нужно писать, и на что эксперты, оценивающие заявки, обращают самое пристальное внимание. В этом учебном году мы планируем подать на финансирование еще три проекта: два в рамках программы Erasmus+ и один по науке – по программе Марии Складовской-Кюри.

В то же время, не все одобренные Европейской комиссией международные проекты оказываются хорошо продуманными. Некоторые бывают откровенно слабыми, за что эксперты их называют «цирком». Иногда на его «афишу» попадал и наш университет. Но и в таких условиях мы с наиболее активными вузами-единомышленниками находили возможность добиваться очень хороших результатов, пусть даже они и не предусматривались самими разработчиками проектов. Именно так родилась наша успешная программа двойного диплома с Политехническим институтом города Лейрия (Португалия).

Корр.: Этот проект был изначально неудачным?!

С.В. Пешкун: Да! Проект «Реформа образования посредством международного обмена знаниями» (Reform of Education THrough INternational Knowledge exchange, RETHINKe) был, как говорится, «никакой» и оценивался экспертами невысоко: на уровне менее 80%. Его мониторинг представителями Европейской комиссии проводился с самых первых дней реализации. Они сразу дипломатично назвали RETHINKe «амбициозным». Это означало, что в достижение заявленных в проекте целей почти не верили. Он касался развития специальности «Городское планирование» и, в частности предусматривал снижение выброса CO₂. Люди, которые писали заявку, а потом приглашали к участию вузы из стран Восточного партнерства, слабо представляли реалии нашего региона. Ни у нас в Беларуси, ни в Украине с Молдовой, ни в Закавказье такой специальности нет нигде вообще. Диоксид углерода, откровенно говоря, был притянут в этот проект за уши.

Я сам как эксперт много работал с заявками. Многие слабые проекты буквально сразу снимал с рассмотрения. Когда я увидел, куда мы попали, стало ясно, что предстоит очень и очень напряженная работа. Но мы «вытянули» этот проект! Определяющую роль в этом сыграли и наш большой опыт, и энтузиазм руководства и преподавателей инженерно-строительного факультета, и, большое им спасибо, замечательные португальские партнеры! Сейчас на эту магистерскую программу проводится уже четвертый набор. У тринадцати других вузов из стран Восточного партнерства, которые принимали участие в этом проекте, ничего не получилось.

Корр.: Провалы проектов тоже случаются?

С.В. Пешкун: К сожалению, да. Есть оценки, согласно которым, такая печальная судьба уготована почти 30% проектов. Нас иногда упрекают в том, что что-то так и не заработало или не было в полной мере реализовано. Но нужно понимать, что далеко не все зависит только от нас, от рядовых исполнителей проекта.

Сейчас мы принимаем участие в спасении еще одной очень «амбициозной» идеи. Называется она – «Содействие развитию компетенций в белорусском высшем образовании» (FOSTERC). К счастью, подобралась сильная команда вузов-партнеров, и, уверен, у нас получится сделать что-то полезное для нашего университета.

Корр.: С нашими новыми проектами таких трудностей не должно возникнуть?

С.В. Пешкун: Наоборот, думаю, нас ждет успех! Большие надежды связываю с реализацией проекта «Модернизация учебного плана магистратуры по информационно-коммуникационным технологиям для улучшения возможности трудоустройства студентов». Во-первых, упор будет делаться на изменение менталитета самих преподавателей факультета информационных технологий. В Австрии и Финляндии, передовых странах Европы, стремительными темпами осуществляется переход к обучению будущих инженеров социальным технологиям или, точнее говоря, к воспитанию их в рамках социальной идеологии IT-технологий.

Хорошим примером такого подхода служит наш хороший партнер Университет Ювяскюля. Несмотря на скромные размеры городка (он немного больше Новополоцка), это вуз № 3 в Финляндии и с точки зрения уровня развития, и качества науки, и доходов. Красноречивый факт: в университете реализуется 163 проекта по программе Горизонт 2020!

Пешкун Сергей Васильевич - руководитель проекта

Когда мы были у них в гостях и собирались посетить факультет, внимание, Интернет-технологий и педагогики (!), я, по крайней мере, предполагал, что это некий гибрид крокодила и танка. Увиденное превзошло все наши ожидания, и мы решили использовать финский опыт в этом проекте.

Что такое социальные технологии в IT-индустрии? Мы все прекрасно наслышаны о суперуспешной компании Wargaming и ее игре The World of Tanks. Уже даже на белорусских государственных каналах можно увидеть рекламу, в которой предлагается в виртуальной реальности прокатиться на Т-34 по улицам Города-Героя Минска и пострелять… Насколько такое развлечение соответствует установкам современного европейского общества? Да и как его можно увязать с трагическим опытом белорусского народа, пережившего в середине прошлого века самую кровавую войну в человеческой истории?

Разработчики IT-технологий, находящиеся на переднем крае развития нашей цивилизации, должны не только учитывать конъюнктуру рынка – понимать, что хорошо покупается, но и чутко реагировать на подлинные потребности общества. В Западной Европе стремятся к тому, чтобы отказаться от насилия в любой его форме, уйти от идеи войны в принципе. IT-технологии должны вносить свой существенный вклад в развитие гармоничной личности и гуманизацию общества в целом.

Еще одна популярная сегодня в западноевропейском высшем образовании идея – это peer learning. С одной стороны, магистранты должны учиться друг у друга. Если преподаватель не может организовать в аудитории соответствующую среду, говорить об успехе подготовки настоящего современного специалиста просто не приходится. Обучающийся ко всему должен прийти сам! Это и есть симуляция, то есть воспроизведение, пока еще в учебном режиме, реальной ситуации будущей профессиональной деятельности. Для айтишников, мечтающих попасть в хорошие интернациональные компании, это особенно актуальная установка. С другой стороны, должны друг у друга учиться, например, посещая занятия коллег и анализируя их содержание, и сами педагоги. В рамках этого проекта можно будет ознакомиться и с опытом преподавателей вузов Германии (Университет прикладных наук региона Эмден/Леер), Дании (копенгагенский IT-University) и Польши (Политехнический университет города Вроцлава).

Для того чтобы вооружить магистрантов действительно нужными знаниями мы планируем включить в учебные программы гибкие модули, в состав которых будут входить такие курсы, как, например, «Межличностная и межкультурная коммуникация», «Критическая теория и критическое мышление». Кроме того, их преподавание будет вестись на английском языке. Это позволит нашим выпускникам успешнее работать в интернациональной команде.

Если мы действительно добьемся революционных изменений в преподавании на факультете информационных технологий, то за его выпускниками первой и второй степеней высшего образования будут на самом деле выстраиваться в очередь солидные международные IT-компании.

Университет города Ювяскюля – наш новый вуз-партнер

Корр.: На что нацелена реализация проекта «Совершенствование университетского преподавания и обучения»?

С.В. Пешкун: Он идет еще дальше и направлен, прежде всего, на то, чтобы в нашем университете поменять отношение к качеству преподавания. Многие из преподавателей – это проблема, как мне кажется, свойственна всей системе образования страны – совсем не знают, как подойти к студенту, с чего начать, как себя вести. Они продолжают проводить свои занятия так, как у них получается, действуя на основе того, что было вынесено из собственного студенческого опыта.

При помощи проекта «Совершенствование университетского преподавания и обучения» мы попытаемся научить преподавателей новым методикам. При этом будет внедрена система контроля качества, при помощи которой у нас появится возможность не только отслеживать и оценивать, но и, самое важное, анализировать результаты образовательного процесса с целью его дальнейшего совершенствования. Да, в настоящее время мы проводим анкетирование студентов, но зачем это делается и как использовать эти данные, задумываемся пока еще очень мало.

От системы контроля качества мы постепенно придем к изменению подходов к приему на работу преподавателей. По-новому будет работать отдел кадров. Иначе станет действовать и учебно-методический отдел. Эти подразделения должны принимать самое активное участие в разработке стратегии развития университета и, прежде всего, в сфере менеджмента человеческих ресурсов. В этом, как Вы понимаете, у нас еще непочатый край работы. Причем, это касается не только ПГУ, но и всей страны в целом, не исключая и компании, представляющие частный бизнес.

Проект ставит очень серьезные задачи, и я отдаю себе отчет в том, что не все из них будут в полной мере достигнуты. Но с его помощью мы получим мощный толчок вперед!

Корр.: 10 сентября 2018 года, в университете прошел международный форум «Университет Болонского типа: внутренняя система обеспечения качества». Насколько важным для ПГУ было проведение этого мероприятия?

Международный форум

Университет Болонского типа

С.В. Пешкун: Значение его очень велико! Возможно, это было первое мероприятие подобной тематики, в котором одновременно принимали участие представители совершенно разных уровней функционирования университета – студенты, магистранты, преподаватели, управленцы, проректоры, а также наши гости – европейские эксперты в области реформирования образования. Форум, что уже следует из его названия, был посвящен вопросам внутренней системы обеспечения качества – краеугольного камня как каждого университета в отдельности, так и Болонского процесса в целом.

Мы, действительно, встали на путь превращения в университет Болонского типа! Поэтому, убежден, проведение подобных форумов в ПГУ станет регулярной практикой. Хотя бы раз в год просто необходимо собирать все заинтересованные стороны процесса обучения. В следующий раз мы обязательно пригласим на такое мероприятие и выпускников нашего вуза, и работодателей. Без учета их мнения – хорошо отлаженной обратной связи – построение эффективной системы контроля качества в университете просто не представляется возможным. Естественно, будет полезным участие и представителей зарубежных вузов-партнеров, и экспертов международного уровня, которые обладают богатым практическим опытом в решении таких задач.

Корр.: Каковы наши главные задачи на пути к настоящему университету Болонского типа?

С.В. Пешкун: Чтобы с полным правом называть себя университетом Болонского типа, не обойтись без коренных преобразований в деятельности нашего вуза.

Во-первых, ПГУ должен быть открытым для общества. К сожалению, мы пока не соответствуем этому требованию сразу по нескольким параметрам. Видимая и осязаемая граница между университетом и внешней средой – это даже турникеты, которые встречают любых посетителей университета. Мы много говорим об инклюзии, включенности, а тут получается совсем наоборот.

Нам нужно активнее развивать связи с общественностью. Белорусские вузы, как правило, недостаточно сотрудничают со своими городами и регионами в разработке совместных проектов и проведении мероприятий. Да, наши контакты с Новополоцким горисполкомом регулярны и достаточно разнообразны, но городские власти – это только один сегмент общества, причем, не первый по значимости. А кроме БРСМ есть и другие важные для жизни региона общественные организации.

Во-вторых, я уже останавливался на этом, недостаточно внимания уделяется тому, как преподаются учебные дисциплины. Высочайшие требования к качеству образования – это первое, что отличает университет Болонского типа. Высокий уровень высшего образования определяются сплавом вузовской науки и образовательного процесса. У нас, к сожалению, они зачастую бывают разделены.

В-третьих, нам нужно больше автономии и самостоятельности. Мы должны уметь пользоваться самоуправлением и демонстрировать высокий уровень самоорганизации. Йен Робертс, мой научный руководитель в Манчестере, любил говорить: «Я вижу то, насколько развит персонал, работающий в университете, только тогда, когда меня нет в офисе, а сотрудники работают сами». Для этого нужно не только неукоснительно исполнять возложенные на тебя обязанности, но и работать творчески, на перспективу. Развитие общества и всех его сфер идет настолько быстрыми темпами, конкуренция за место под солнцем так возрастает, что жить только хлопотами дня сегодняшнего, оставаться в плену рутины и стереотипов – непозволительная роскошь!

В-четвертых, наступила информационная эра, а информация в университете циркулирует недостаточно эффективно. Мы мало высказываемся публично, нечасто обмениваемся мнениями о самых животрепещущих проблемах ПГУ и высшего образования в целом. Свой мощный интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательский состав и сотрудники университета должны использовать более активно.

Все эти задачи вполне достижимы. Мы уже движемся в правильном направлении. Самое важное сейчас – это ясное понимание как преподавателями, так и менеджментом нашего вуза необходимости коренных изменений в области методики обучения и управления учебным процессом. Когда реальные перемены наступят, мы сможем с полным правом гордо сказать: «Да! ПГУ – это университет Болонского типа!»

Пешкун

Беседовал Владимир Филипенко