Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

6 ноября 2013г. в Полоцком государственном университете прошел семинар по новым партнерским возможностям и направлениям развития международной деятельности в ПГУ в ракурсе изменяющихся программ сотрудничества ЕС «Программы сотрудничества Европейского союза. Новые возможности для вузов из стран Восточного партнерства», во время которого были обсуждены возможности участия нашего вуза в единой интегрированной системе ЭРАЗМУС+ и HORIZON 2020. Мы встретились с организатором семинара, экспертом Европейской Комиссии по международной проектной деятельности, начальником отдела международных связей университета, Сергеем Васильевичем Пешкуном.

Программы сотрудничества Европейского союза - Сергей Васильевич Пешкун

– Сергей Васильевич, расскажите, что нового нас ждет в 2014 году в рамках участия в международных программах?

– На семинаре были представлены программы, которые будут запущены к 2014 году, в новой семилетке. Они будут финансироваться Европейским Союзом, бюджет утвержден.

Европейская Комиссия продолжит финансирование программ сотрудничества, наращивания потенциала, партнерства для взаимного развития, а также совместных степеней на уровне магистратуры и докторантуры. Вместо 6 программ, которые были рамочными программами, будет одна большая – Эразмус+. Помимо этого, параллельно будет работать программа Горизонт-2020, специализирующаяся на совместной научной деятельности.

Программы сотрудничества Европейского союза - Во время семинара

Во время семинара рассматривались вопросы рабочих инструментов новых программ – это академическая мобильность, партнерские связи, наращивание потенциала, в основном это то, что волнует наших преподавателей, ученых. Затрагивались разные вопросы, и как организовать сотрудничество с зарубежными вузами, с зарубежными коллегами, и как выбрать людей, которые могут эффективно осуществлять такую деятельность. Определились с приоритетными задачами. Одна из основных задач – это создание активных международных групп внутри университета в рамках стратегического развития вуза, которые бы занялись изучением географической области возможного сотрудничества, определили университеты, с которыми у нас много общего, установили рабочие контакты с вузами-партнерами в Европейском Союзе. Большое внимание нужно будет обратить на модернизацию учебных программ и прогрессивные методики обучения с целью перевода акцента образования с активной роли преподавателя на активную вовлеченность студента и его индивидуальный выбор в процессе обучения. Для достижения большего эффекта необходимо будет совместно с новыми партнерами уделить особое внимание на новые формы академического обмена (студентами, преподавателями, сотрудниками) с целью развития системы подготовки специалистов в университете.

Семинар «Программы сотрудничества Европейского союза»

– Что означает понятие «академическая мобильность»?

– Академическая мобильность – это, по сути, обмен студентами, преподавателями, сотрудниками университета с определенными целями. Целями может служить дальнейшее развитие программ обучения, методик обучения, научных взаимодействий, всевозможных стратегий, в том числе маркетинговой стратегии. Но на сегодняшний день у нас непривлекательные программы обучения. Чтобы сделать их конкурентоспособными, нужно посмотреть, что есть у наших иностранных партнеров, и только совместно с коллегами из других белорусских вузов. Только вместе, решая общие проблемы, мы можем достичь успеха. Проанализировав передовой опыт в стране и за рубежом, мы можем создать программы нового вида, которые были бы интересны не только нашим, но еще и иностранным студентам. Вот тогда академическая мобильность будет иметь успех.

Программы сотрудничества Европейского союза - Студенты из Европы

При приезде студентов из развитых индустриальных стран Европы мы сталкивались с такими проблемами, как отсутствие программ обучения на английском языке у нас в университете, с тем, что в их странах обучение подразумевает совершенно другой подход, выражающийся в индивидуальной подготовке каждого студента, где выбор дисциплин зависит не от искусственно подобранных стандартов, а индивидуально составленной программы обучения каждого студента, исходя из запросов конкретных работодателей, на что изначально, при поступлении в вуз, ориентированы студенты. У нас же все унифицировано, недостаточно увязано со стремительно развивающимся рынком труда. Традиционно читаются курсы 20-летней давности, и их модернизация не предвидится. Поэтому академический обмен и международное сотрудничество в целом должны выйти на качественно новый уровень с претворением в жизнь стратегии интернационализации, то есть модернизации образования с помощью применения передовых зарубежных практик.

– Какие перспективы откроются перед нашим университетом в случае внедрения новых международных программ?

– Во-первых, это модернизация учебных программ с целью раскручивания их на международном рынке образовательных услуг. Это конкурентоспособность образовательных программ, это новые методики. Но, к сожалению, мы не сможем воплотить это на первой ступени образования. Основная область внедрения – это магистратура. Ну а на первой ступени обучения можно внедрять отдельные элементы, например, кредитно-модульную систему, элементы самостоятельной работы студентов. Ну а во-вторых, новые подходы к системе обеспечения качества, которая является одной из центральных стратегий Болонского процесса, который сейчас идет в Европе, и, конечно, навыки межкультурной коммуникации. Естественно, совершенно новое видение связи с работодателями – конечными потребителями заказа на совершенно иную качественную подготовку профессионалов в университете.

– Поможет ли решить проблему качественной подготовки специалистов европейского уровня совместная магистратура?

– Те специальности, которые у нас сегодня есть в магистратуре, они востребованы производством, они востребованы экономикой. Но экономика предъявляет нам все новые и новые требования. Сегодня за рубежом нет просто монопрограмм обучения. Нет программы подготовки специалистов, например, только в области обслуживания трубопроводного транспорта. Почему? Потому что инженеры, технологи, которые готовятся по этой специальности, обязаны владеть, помимо своей основной специальности, несколькими иностранными языками, навыками межкультурного общения, работы в команде, предпринимательства, знаниями и навыками в психологии. А также современными экономическими знаниями и видениями современных процессов глобализации, обладать навыками критического мышлениями и конструктивизмом в выработке управленческих решений. Критически мыслить – это не значит наводить критику на всё и про всё. Это значит мыслить глобально, видеть процессы, которые стоят за определенными явлениями или проблемами, и уметь находить пути решения этих вопросов. Именно в глобальном аспекте. Именно такие специалисты нужны сегодня для работы в нефтехимическом комплексе – он быстро развивается, требования к нему растут, чтобы отвечать постоянно растущим требованиям глобализированных процессов. Сегодня нужны специалисты, которые должны быть адаптированы к быстроменяющимся условиям. Дело в том, что сегодня условия труда в большинстве солидных компаний и организаций – это работа в международном коллективе в условиях стремительно меняющихся производственных, социальных и финансовых процессов в интернационализированном мире.

Программы сотрудничества Европейского союза - Иностранные партнеры

Благодаря новым программам подготовки специалистов – междисциплинарным, это удастся достичь, но только совместными международными усилиями, чтобы открыть себя миру и мир предрасположить к себе. Сегодня назрела необходимость совместной подготовки специалистов несколькими вузами из разных стран континента в рамках совместных или двойных дипломов для того, чтобы выдержать конкуренцию на мировом рынке образования.

Программы сотрудничества Европейского союза - Сотрудничество с зарубежными вузами

В рамках, а вернее в продолжение данного семинара, 8 ноября прошло рабочее совещание с представителями кафедры отечественной и всеобщей истории и кафедры английского языка. Разговор велся о налаживании контактов с нашими литовскими и латышскими коллегами для того, чтобы обмениваться студентами, сотрудниками. Но результатом такого академического обмена должна стать программа, которая будет нацелена на модернизацию самой системы подготовки специалистов на историко-филологическом факультете. Сегодня работодателю нужны не просто историки или учителя иностранного языка. Сегодня нужны специалисты с профессиональными знаниями в области регионального развития, пониманием современных экономических процессов, знанием истории, антропологических изысканий, этнографии, лингвистики и социологии, которые могут видеть, понимать и управлять современными процессами.

– Как Вы думаете, сколько времени может понадобиться для осуществления задуманного?

– Это все будет зависеть от того, насколько оперативно будет построена работа непосредственно самими кафедрами при их теснейшем взаимодействии, а также привлечении к модернизации кафедр менеджмента, социально-гуманитарных дисциплин и педагогики и методики преподавания. В результате должен быть качественно преобразован процесс подготовки современных специалистов с учетом быстро меняющихся рынка труда и новых экономических условий. Модернизация должна первоначально пройти на второй ступени обучения с постепенным изменением программ обучения первой ступени образования.

Это глобальные изменения. Чтобы подойти к новому качеству подготовки магистров нужно некоторое время. Для этого необходимо ознакомиться с передовыми практиками. А для этого, соответственно, нужны выезды за рубеж и приглашение к нам специалистов из зарубежных вузов-партнеров. Потом необходимо подготовить документы для создания и открытия нового типа магистратуры. Но видится, что к новому учебному году можно объявить первый набор магистрантов.

– Что потом будем делать с распределением, ведь выпускники, которые пройдут обучение в совместной магистратуре, явно не захотят довольствоваться предложениями «вчерашнего дня»?

– Распределение будет зависеть от двух кафедр, насколько оперативно и качественно они поработают над составлением продуктивного диалога с потенциальными работодателями. Это могут быть всевозможные организации: Полоцкий историко-культурный заповедник, школы региона в целом, музеи области, столицы, органы управления, предприятия.

Программы сотрудничества Европейского союза - Обмен студентами и сотрудниками

– Если наш университет воплотит в жизнь все эти идеи, и начнется активный обмен студентами и сотрудниками, не столкнемся ли мы с проблемой оттока специалистов, которые, выезжая по обмену, останутся работать и жить в других странах?

– Это действительно проблема наших западных, северных соседей – отток специалистов, которые уезжают в более, скажем так, индустриально развитые страны, где уровень дохода гораздо выше. Я говорю про Литву, Латвию, Эстонию, Польшу. Но практика показывает, что большинство мигрирующих молодых специалистов, которые были когда-то студентами и находились по обмену в тех странах, возвращается, как правило, через некоторое время, пусть даже 10 лет, домой. Думается, что складывающийся рынок труда страны будет более привлекательным для высокого уровня специалистов, на котором они по праву займут достойное место кандидата на получение достойного места труда не по знакомству, а по качеству своей профессиональной подготовки. Беларусь будет перспективной для такого уровня и качества специалистов. Это будет их страной.

Корреспондент сайта Ирина Шипко