Судебный исполнитель на страницах истории
Мобильная экспозиция «Судебный исполнитель на страницах истории» управления принудительного исполнения главного управления юстиции Витебского облисполкома
Концепция проекта заключается в создании уникального мобильного и цифрового комплекса, предназначенного для просвещения граждан о профессии и службе судебных исполнителей с середины XVI – начала XXI веков.
Создан проект на основе постоянно действующей выставки, размещенной в управлении принудительного исполнения в 2017 году по инициативе и непосредственном участии начальника главного управления юстиции Витебского облисполкома С.П. Конопелько.
На выставке представлены архивные подлинники документов относительно основания службы судебных исполнителей Республики Беларусь, абсолютно аутентичные исторические документы, которые отражают начало организации и работы службы судебных исполнителей (на тот момент возных) г. Витебска и Витебской области, так и следующих периодов развития системы.
В проекте представлены шесть разделов:
- Витебский возный //XVI – XVIII века
- Полицейский чин Витебской губернии //XVIII век
- Витебский судебный пристав // XIX век
- Судебный исполнитель // ХХ век
- Судебный исполнитель Республики Беларусь // 1991 – 2014 гг
- Судебный исполнитель Республики Беларусь // настоящее время.
Каждый из разделов подкреплен QR-кодами. Проходя по маршруту экспозиции и пользуясь мобильным устройством, можно самостоятельно совершить полноценную и интересную экскурсию в историю развития органов принудительного исполнения.
Уникальность данной выставки заключается в том, что она не только повествует о временном развитии системы органов судебного исполнения Витебского региона, но и изобилует реальными фактами, датами, фамилиями с картографо-топографической привязкой. При формировании мобильной выставки были использованы документы из архивных фондов учреждений Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, картины белорусского художника Б.Г. Лалыко, фотографии и наглядные материалы Министерства юстиции Республики Беларусь.
Осуществление мобильного проекта экспозиции прошло под эгидой главного судебного исполнителя по Витебской области Н.Ф. Рязяпова и при технической поддержке преподавателей и студентов Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой.
Витебский возный //
XVI-XVIII век
Витебский возный // XVI-XVIII век
Во́зный (лат. ministerialis) — должностное лицо в судах низшего уровня в Польше и Великом княжестве Литовском. Возный вручал повестки («по́зывы») для явки в суд, а также исполнял обязанности следователя, судебного исполнителя и пристава. Назначался воеводой из местных шляхтичей по выбору земского суда и шляхты. После принесения присяги имя возного записывалось в актовые книги, после чего он считался вступившим в должность. В каждом повете было несколько возных, главного из которых называли генералом («енерал», лат. ministerialis generalis). До введения должности возного на территории Великого княжества Литовского его обязанности исполнял виж.
Порядок избрания и назначения, а также компетенция возных (лат. ministerialis) устанавливались Статутами 1566 г. и 1588 гг. Возные избирались на поветовых сой- миках в присутствии судей земского суда из числа людей «добрых, веры годных, цнотливых и оселых в том же повете». После избрания будущим возным выдавалось «сведецство о цноте и добром захованью». После этого воеводы приводили возных к присяге и проводили символическое обрядовое действие «пострижения», состоящее в специальном пострижении волос возного.
Присяга возного
«Я, [...], присегаю Пану Богу в Тройцы единому на томъ, ижъ я, будучи вознымъ в томъ повете, маю веръне, цнотливе, побожне и справедливе на томъ вряде заховатисе, позвы и всякие листы его милости, господаръские, и врядовые справедливе и пилне относити и отдавать и на именьяхъ покладать. Тежъ правдиве то, на што буду от стороны взят и што справедливе видеть и слышеть буду, кгвалъты, бой, раны и шкоды огледавъши, правдиве до книгъ врядовыхъ заразомъ без проволоки сознавать и все инъшое справовать, што нале жить врядови моему, не за посулами, не за подаръками, ани для обетницъ, ани за приязнею, ани за неприязнею, ани з боязни, ани боячисе жадъныхъ погрозокъ, одно водлугъ бога и светое справедливости поступуючи, и кождому потребую чому безь жадныхъ змышленыхъ вымовъ и проволоки на потребы правъные ездити. Такъ ми, Боже, поможи, а если несправедливе - Боже, ме убий».
Статут ВКЛ1588 г., р. IV, арт. 8 «О уставъленью возныхъ и присязе ихъ».
После принесения присяги и получения патента фамилия и имя нового возного вписывались в актовые судебные книги гродского и земского поветовых судов. Поочереди 2 либо 3 возных должны были нести постоянное - дежурство при гродском (замковом) суде «для вшеляких припалых потреб». Количество возных в повете устанавли-валось «водлуг широкости», т.е. находилось в зависимости от величины территории повета (известно, что в Слонимском повете в 1565 г. было избрано 9 возных, а в Оршанском повете в 1589 г. их было 12).
Возные выполняли функции судебных приставов (исполнителей), правительственных курьеров, а также но-тариальные и полицейские функции, в том числе были обязаны задерживать преступников, застигнутых на месте преступления, проводить дознание, конвоировать задержанных в места изоляции и здания судов. Закон гарантировал неприкосновенность личности возного. За оскорбление возного предусматривалась двойная навязка (денежный штраф-компенсация в двойном размере) и 12-недельное тюремное заключение, а за его убийство - двойная головщизна (денежная компенсация в пользу родственни¬ков в двойном размере) и смертная казнь. Кроме того, артикул 6 III раздела Статута ВКЛ 1588 г. предусматривал, что возные «для таковых послуг земских, от службы военной вольни быти мають». Таким образом, возные освобождались от личного участия в посполитом рушении во время военных действий. В свою очередь, за ложь при официальном свидетельствовании возный карался смертью, а за иные проступки 12-недельным лишением свободы и денежными штрафами. Статут ВКЛ 1588 г. предусматривал также введение с 1589 г. во всех поветах должности возного «енерала», как начальника всех возных данного повета (р. IV, арт. 104). Согласованная на поветовом соймике кандидатура на должность возного-генерала представлялась поветовой шляхтой на утверждение монарху. В XVII в. вопреки норме Статута ВКЛ 1588г. не только в Жемайтии, но и в некоторых иных поветах одновременно действовало несколько возных-генералов . Свои функции, возные-генералы имели право осуществлять на территории и иных поветов.
Полицейский чин
Витебской губернии //
XVIII век
Полицейский чин Витебской губернии // XVIII век
В 1768-1772 гг. в городах ВКЛ с королевской юрисдикцией (Могилеве, Полоцке, Витебске и иных) были об-разованы комисии boni ordinis (доброго порядка) - органы местной администрации, которые занимались не только градостроительством в соответствии с новыми регулятивными планами и отвечали за противопожарную безопасность, но получили и некоторые полицейские функции в современном их понимании. В 1775 г. была создана Постоянная Рада (Rada Nieustajaca) - центральный административный орган Речи Посполитой обоих народов с 1775 по 1789 гг., одним из 5 департаментов которой был Департамент полиции либо доброго порядка. В состав названного департамента входило 8 человек из числа сенаторов и представителей от всего шляхетского сословия, которые принимали решения коллегиально абсолютным большинством голосов. Компетенция департамента полиции была изначально достаточно узкой и ограничивалась контролем над деятельностью созданной в 1776 г. Комиссии Маршалков обоих народов. Закон «Обязанности и власть Департаментов в Постоянной Раде», принятый в том же 1776 г., значительно расширил власть Департамента полиции, который получил право контролировать счета королевских городов и назначать часть их доходов на нужды полиции. Не удалось расширить власть Департамента на комиссии доброго порядка, которые и в дальнейшем не являлись местными органами Департамента.
6 ноября 1789 г. были созданы гражданские и военные «порядковые» комиссии, являвшиеся с февраля 1790 г. постоянно действующими местными органами исполнительной власти. В состав комиссий входило по 15 комиссаров, избираемых соймиками на 2 года из числа оседлой шляхты. В административных центрах ВКЛ действовали 23 подобные комиссии, в компетенцию которых входили в том числе организация пожарной службы, разбор споров между военными и гражданскими лицами, осуществление контроля за исполнением властных распоряжений, за перемещением людей, рассмотрение дел об административных правонарушениях окончательно и безапелляционно, если наказание не превышало 50 злотых и 3 дней тюрьмы. Иные дела по представлению «поветовых дозорцев» отсылались в Комиссию полиции обоих народов на окончательное рассмотрение. Уголовные дела порядковые комиссии не рассматривали.
После того как Четырёхлетний сойм 3 мая 1791 г. принял Конституцию, разработанную при участии Г. Кол- лонтая и И. Потоцкого, в которой впервые был реализован принцип разделения властей, высшим органом исполнительной власти Речи Посполитой стала Стража законов - центральное правительство федерации, в состав которой входил и министр полиции (данную должность занимать имел право либо великий маршалок (обергофмаршал) Короны, либо великий маршалок ВКЛ). 28 июня 1791 г. была создана и подчиненная Страже законов Комиссия полиции обоих народов (прообраз федерального Министерства внутренних дел) - центральный коллегиальный орган власти по поддержке общественной безопасности и приведению в исполнение решений судов, руководство деятельностью которой осуществляли надворные маршалки при помощи канцелярии в составе 6 человек. В состав комиссии входили 15 комиссаров, в том числе 3 сенатора и 6 соймо- вых послов, избираемых вальным соймом на 2 года, и 6 уполномоченных («пленипотентов») от городов. «Взаимное поручательство обоих народов» Короны Польской и ВКЛ от 20 октября 1791 г. (акт-договор, дополняющий актдоговор Люблинской унии) предусматривало различные принципы формирования «великих» комиссий. Если Комиссии финансов и войска формировались на паритетных началах для членов федерации - Короны и ВКЛ, то Комиссия полиции обоих народов формировалась на паритетных началах для трех провинций Речи Посполитой - Велико- польши, Малопольши и Литвы, делегировавших в состав комиссии по 1/3 ее членов . В компетенцию Комиссии полиции, которой подчинялись администрации королевских городов, входила вся сфера так называемой порядко вой общегражданской полиции, в том числе обеспечение безопасности и спокойствия жителей, борьба с преступностью и организация деятельности мест лишения свободы, а также дела «публичной выгоды», или широко понимаемая администрация. Поэтому данная комиссия отвечала не только за организацию охраны правопорядка, но и за градостроительство, социальную опеку, направление нищих и убогих в дома принудительного труда, охрану здоровья, организацию торговли, охрану авторского права, а также осуществляла надзор за коммуникациями и сбор статистических данных. Для обеспечения исполнения решений Комиссия полиции имела в своем подчинении 2 хоругви и, в случае необходимости, могла прибегать к помощи регулярных воинских формирований. Вся территория Речи Посполитой была поделена на 26 подчиненных Комиссии полиции полицейских округов, которые получили название интенданций и во главе которых стояли интенданты полиции, имевшие в качестве помощников стражников . Комиссия полиции обоих народов была ликвидирована по решению Тарговицкой конфедерации и Конфедерации ВКЛ 24 августа 1792 г.
Витебский судебный
Пристав // XIX век
Витебский судебный пристав // XIX век
Витебская губерния, созданная в начале XIX века, являлась частью Российской империи. Судебная система и аппарат исполнения судебных решений строились на общегосударственных актах. В работе судебных приставов лежало правило, согласно которому правосудие считалось свершенным, когда было выполнено решение суда.
После Февральской (1917 года) революции Витебская губерния стала частью нового административно-территориального формирования — Западной области. Область была создана новыми органами — Советами — и существовала без официального статуса. Юридически Витебская губерния продолжала оставаться частью России, и такое положение обусловило отсутствие каких-либо изменений в судебной системе и порядке исполнения судебных решений.
Октябрьские революционные события не только привели к тому, что губерния с 07.11.1917 официально была включена в состав Западной области (с 13.09.1918 - Западной коммуны), но и полностью изменила принципы работы судов и судебных приставов[1, с.5-6]. Несмотря на то, что область, а затем коммуна являлись автономными единицами, на них распространялись все декреты и постановления центральных органов новой советской России, получившей официальной название Российской Советской Республики (с 19.07.1918 — Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР)).
Так, Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) от 24.11.1917 «О суде» (далее — Декрет № 1) были упразднены все существовавшие до октября 1917 года на территории бывшей Российской империи общие судебные установления (окружные, коммерческие, военные и морские суды всех наименований, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами), а также — судебные следователи. Приостановлены прокурорский надзор, деятельность мировых судей, присяжных и частных адвокатов. Напрямую о ликвидации института судебных приставов в Декрете № 1 не говорилось, но подобный вывод напрашивается сам собой, во-первых, потому что полностью ликвидировалась имперская система судопроизводства; во-вторых, Декрет № 1, начиная с 25.10.1917, приостановил течение всех процессуальных сроков. А еще ранее Декрет СНК от 11.11.1917 отсрочил на два месяца платежи по векселям и исполнительным листам [2].
Упразднив дореволюционную судебную систему, Декрет № 1 ввел новую — систему местных народных судов, но при этом не определил новый порядок исполнения судебных решений.
15.02.1918 Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (ВЦИК) в развитие и дополнение Декрета № 1 издал Декрет «О суде» № 2[3]. 20.07.1918 СНК РСФСР принял Декрет «О суде» № 3[22]. В соответствии с ними для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда, образовывались окружные народные суды. Декретом № 3, течение сроков по всем делам, приостановленным с 25.10.1917, возобновлено с 1 августа 1918 г.
Также было установлено, что судопроизводство, как по гражданским, так и по уголовным делам, происходило по правилам судебных уставов 1864 года, постольку, с одной стороны, они не были отменены новой властью, а с другой — не противоречили революционному правосознанию трудящихся. При этом судьям предлагалось при вынесении решений опираться, прежде всего, на социалистическое правосознание. Но самое главное, статья 35 Декрета № 2 определила, что «исполнение решений и приговоров, впредь до особого декрета о выборных органах исполнения, должно производиться в действовавшем до сих пор порядке с заменой членов милиции Красной Гвардией». Таким образом, можно сделать вывод, что с ликвидацией в ноябре 1917 года института судебных приставов их обязанности перешли органам милиции, создававшимися в соответствии с постановлением Народного комиссариата по внутренним делам (НКВД) от 28.10.1917; а после 15.02.1918 исполнение судебных решений могло осуществляться как органами милиции, так и формированиями Красной Гвардии. Обязанности по исполнению судебных решений органами милиции были также закреплены пунктом 28 «Инструкции об организации советской рабоче-крестьянской милиции», утвержденной совместным постановлением Народного комиссариата юстиции (НКЮ) и НКВД РСФСР от 13.10.1918[4]. К сожалению, из-за отсутствия архивных источников, невозможно точно установить, как в этот период работала система судебного исполнения в Витебской губернии. В то же время нет оснований считать, что она могла функционировать на неких особых принципах.
23.07.1918 НКЮ РСФСР своим постановлением утвердил инструкцию «Об организации и действии местных народных судей»[5]. И хотя она не решала основные вопросы исполнительного производства, но статья 47 инструкции гласила, что местный народный суд немедленно приводит в исполнение приговоры, по которым определены наказания не свыше 7 дней лишения свободы или денежное взыскание не свыше 500 рублей, а также решения по гражданским делам, по которым присуждено не свыше 500 рублей. Таким образом, в систему судебного исполнения была включена третья структура — народные суды (нарсуды). С этой целью в их состав вводились судебные исполнители. Впервые данный термин был использован в «Положении о народном суде» (далее — Положения о суде), утверждённом Декретом ВЦИК РСФСР от 30.11.1918, где в статье 80 говорилось, что судебные исполнители приводят в исполнение решения по гражданским делам и «всякие денежные взыскания»[6, л.5].
Анализ архивных документов пока не позволил точно установить, когда в Витебской губернии впервые появились судебные исполнители. В письме отдела юстиции (губюста ) исполнительного комитета Витебского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губисполкома) от 06.05.1919 № 1242 речь идет о том, что институт судебных исполнителей уже существует около года и что «деятельность судебных исполнителей с каждым днем увеличивается»[7, л. 114]. Таким образом, начало их деятельности на территории Витебской губернии можно было бы отнести к лету 1918 года. Но до ноября 1918 года общегосударственных документов, в которых использовался бы термин «судебный исполнитель», не выявлено. И это позволяет предположить, что период деятельности судебных исполнителей надо исчислять не ранее, чем с конца 1918 года. При этом они существовали не как самостоятельная структура, а были включены в состав Витебского губернского совета народных (местных) судей (губсовнарсуда). Это подтверждается данными из «Списка рабочих и служащих губотдела юстиции по ликвидации дел окружного народного суда, губернского совета местных судей и революционного трибунала» на 01.01.1919, где в разделе «Следственная комиссия при губернском совете судей» значатся два судебных исполнителя[8, л.4]. Иными словами, в советской судебной системе судебные исполнители являлись государственными служащими.
В то же время сведения об использовании Красной Гвардии для исполнения судебных решений перестают встречаться, что нельзя сказать о милиции. Более того, сеть организаций, привлекаемых к исполнению судебных решений, постепенно расширяется: к данной работе стали привлекать местные органы власти. В результате в статье 4 циркуляра НКЮ РСФСР от 08.09.1923 № 181 «О порядке взимания, сдачи и отчетности по спорам за действия судебных исполнителей» было констатировано, что по закону приведение в исполнение судебных определений и решений было возложено не только на судебных исполнителей, но и на милицию, сельские (волостные) Советы. В циркуляре все три структуры было предложено именовать «исполнительными органами», не делая между ними никаких различий[9].
В конце 1918 года началась новая перестройка судебной системы.
В телеграмме Комиссара юстиции Западной области (Юстзап), поступившей 18.12.1918 из г. Смоленска в Витебский губюст, говорится, что согласно телеграмме НКЮ РСФСР на основе Положения о суде не позднее 15.01.1919 окружные суды и уездные советы судей ликвидируются[10, л.27]. Новый порядок судопроизводства нашёл отражение в «Положении об отделах юстиции» и в «Инструкции по введению в жизнь Положения о едином народном суде», утвержденных НКЮ РСФСР соответственно 30.01.1919 и 15.03.1919 [10, л.30-31, 50-51; 16, л.9]. Для проведения реорганизации судебной системы в марте 1919 года был созван первый Витебский губернский съезд судей [11, л.19].
Реорганизация судебной системы совпала с изменением административно-территориального деления. Витебская губерния с 01.01.1919 стала являться частью Социалистической Советской Республики Беларусь, но уже с 01.02.1919 передана в состав РСФСР, где и продолжала находиться до марта 1924 года[1, с.111].
После реорганизации в сельской местности судебная система представляла собой совокупность самостоятельных судебных участков в пределах уезда. Участки обслуживались народными судьями. Уездные совещания народных судей избирали из своего состава уездное бюро юстиции (убюст), которое среди прочих обязанностей осуществляло контроль за работой судебных исполнителей.
Анализ переписки губюста показал, что общереспубликанские нормативные документы о работе исполнителей в этот период в губернию не поступали. Губюст специально обращался в НКЮ и просил выслать инструкции о работе исполнителей или же предоставить губюсту право самостоятельно их издавать [7, л.114]. Следует подчеркнуть, что первые указания о необходимости регулирования деятельности судебных исполнителей специальными инструкциями появились только в «Положении о местных органах юстиции», утвержденном НКЮ РСФСР 27.08.1920. Однако до 1922 года подобные документы так и не появились[12].
Что касается количества судебных исполнителей, работавших в этот период при участковых судах Витебской губернии, то обнаружены сведения только для Полоцкого уезда. В списке работников на 11.08.1919 значится по одному исполнителю на каждый судебный участок [13, л. 291]. Опираясь на эти сведения с определенной долей вероятности, можно предположить, что и во всех других уездах каждый судебный участок имел или мог иметь своего судебного исполнителя. Более того, в это период к судебному исполнителю могли прикреплять технических работников. Это видно, например, из списка сокращенных работников Полоцкого убюста за 1919 год, где среди прочих значится курьер при судебном исполнителе [14, л.48, 51].
03.06.1919 НКВД РСФСР направил на места циркляр о сокращении штатов, согласно которому сокращение должно было составить от 20 до 50% сотрудников учреждения [11, л. 108]. И хотя данная реорганизация, активно проводившаяся с сентября 1919 года, кардинально не изменила судебную систему, но на работе судебных исполнителей сказалась существенно. Во-первых, количество судебных исполнителей в штате губюста и его подведомственных учреждений было сокращено почти в 3,5 раза; во-вторых, заложена практика, при которой исполнители включались в штат только руководящего органа — губюста и (или) убюста, а не участковых нарсудов. Если сравнивать типовые штаты, утвержденные НКЮ на 1919 год для губюстов и подведомственных им учреждений (письма от 07.05.1919 и от августа 1919 года), то в составе Витебского губсовнар суда в первом полугодии значатся 47 судебных исполнителей, во втором — 13 судебных исполнителей [10, л.58, 60;20, л.44; 11, л. 44]. Сокращение было проведено и за счет судебных исполнителей при участковых судах. Вероятно, имено в этот период участковые судьи, в обязанности которых входил контроль за исполнением судебных актов, стали активно привлекать к этой работе сельские (волостные) исполкомы. Обнаружена, например, обширная переписка местного судьи 4-го участка Городокского уезда с волостными исполкомами об исполнении решений и приговоров суда [11, л.52-64, 69, 74].
21.10.1920 ВЦИК был издан Декрет «Положение о народном суде РСФСР» [15].Статья 82 Положения гласила, что приговоры приводятся в исполнение органами милиции, а решения и всякие денежные взыскания — судебными исполнителями или органами милиции. Появление Положения обусловило новый этап реорганизации, который был завершен к марту 1921 года [16, л.1об.].
В конце осени 1921 года в соответствии с телеграммой губюста от 20.09.1921 № 1600 и циркуляром НКЮ РСФСР от 02.12.1921 № 1633 вновь проводилась реорганизация и сокращение штатов [14, л. 24, 31, 41]. В этот приод в состав губюста дополнительно была введена единица судебного исполнителя. Так, например, в ведомости о личном составе служащих на 01.01.1921 под № 16 указано: в губюсте работает 3 судебных исполнителя [17, л.46-47], что подтверждается списками работников на 03.03.1921, 01.10.1921, 26.12.1921 [17, л.319об.; 14, л.2,3об.; 21, л.40, 75об.]. Вероятно, увеличение их штата в составе губюста обусловил тот факт, что в Витебском убюсте после реорганизации отсутствовала должность судебного исполнителя и ее не планировалось вводить, в связи с чем судебные исполнители губюста приводили в исполнение решения не только участковых судов г. Витебска, но и Витебского уезда [14, л.95об., 96]. Эта особенность работы судисполнителей губюста указана также и в их личных удостоверениях [21, л.100].
В уездах количество судебных исполнителей было установлено из расчета один исполнитель на весь уезд, независимо от количества судебных участков. Из списка-приложения к протоколу заседания коллегии Велижского убюста от 03.12.1921 видно, что исполнительное производство не включено ни в одну из структур. В самом протоколе говорится о том, что судебный исполнитель обслуживает весь город и район, в связи с чем ему был предоставлен в штат корреспондент [14, л.20-21, 23]. В то же время в списках работников остальных убюстов судебные исполнители в ряде случаев включаются в разделе «бюро юстиции», но чаще всего сведения о них располагаются в конце списка отдельно от всех других структур. Наличие 9 судебных исполнителей при убюстах указано и в сводном списке работников, составленном губюстом на 01.01.1922 [14, л.23, 27об, 35, 38об., 41 об., 44, 58, 63, 68об, 77] и в «Протоколе твердых штатов от Витебского губотдела юстиции и судебно-следственных органов в отмену минимальных штатов и последующих изменений, применительно к отношению НКЮ» от 02.02.1922 № 497 [14, л.95об., 96].
- решений нарсудов по гражданским делам и третейских судов;
- определений нарсудов об обеспечении исков; приговоров ревтрибуналов и нарсудов по уголовным делам в части имущественных взысканий;
- принудительное исполнение внесудебных мировых сделок, утвержденных в установленном судебном порядке.
Определялось, что приведение в исполнение судебных решений состоит в следующем: в изъятии присужденного имущества и передаче его либо во владение лица, которому оно присуждено, либо соответствующим государственным органам; в обращении денежного взыскания на принадлежащее должнику движимое имущество, денежные суммы и строения, а также на причитающиеся ему от третьих лиц выдачи и платежи. Дополнительно было устанолено, что в случаях, когда должник не исполнил в установленный срок требования судебного исполнителя, его имущество описывается и арестовывается. Был определен порядок изъятия имущества [18, л.9-40].
Итоги съезда были закреплены постановлением В ЦИК «О введение в действие Положения о судоустройстве РСФСР» от 11.11.1922. Более того, с 10.07.1923 был введен первый в истории советского государства Гражданский, процессуальный кодекс (ГПК) РСФСР [19]. Кодекс закрепил правила рассмотрения и разрешения гражданских дел судами общей юрисдикции и определил все стадии гражданского процесса — от возбуждения дела до исполнения решения. ГПК РСФСР с 01.03.1923 постановлением Президиума ЦИК БССР вводился в действие на всей территории БССР, в состав которой с 03.03.1924 вошла Витебская губерния.
Таким образом, период с ноября 1917 года по июль 1923 года можно рассматривать как начальный период, в течение которого осуществлялся поиск оптимальных путей организации новой, революционной системы исполнительного производства на территории советского государства в целом и Витебской губернии в частности. В этот период была заложена норма, в соответствии с которой обязанности по контролю за исполнением судебных актов были возложены на собственно суды. С целью исполнения данных обязанностей суды привлекали различные государственные структуры и военизированные формирования: Красную Гвардию, рабоче-крестьянскую милицию, местные Советы; а также на органы, организовывавшие работу судов (губюсты и убюсты), в состав которых были введены специальные работники — судебные исполнители. Иными словами, советская судебная система отказалась от самостоятельной службы исполнения судебных актов, которая в Российской империи была представлена судебными приставами.
Первым документом, который на общегосударственном уровне обобщил порядок назначения судебных исполнителей и регламентировал исполнение судебных актов, явилась резолюция IV Всероссийского съезда деятелей советской юстиции, состоявшегося 26-30.01.1922. На уровне же общегосударственного законодательного акта порядок работы органов исполнения был установлен с введением 10.07.1923 ГПК РСФСР, пятая часть которого посвящена исполнению судебных решений.
Советский судебный
исполнитель // XX век
Советский судебный исполнитель // XX век
Становление молодого белорусского государства после свершения Великой Октябрьской революции 1917 года в России происходило поэтапно, в связи с продолжением Первой мировой войны с Германией.
В ноябре 1918 – феврале 1919 года Красная Армия осуществила так называемую «Белорусскую операцию» по занятию оставляемых немецкими войсками белорусских территорий.
Объявления судебных приставов в газете Витебские губернские ведомости № 42. 22 июля 1917 г. (фото 1)
Объявления судебных приставов в газете Витебские губернские ведомости № 49 19 августа 1917 г. (фото 2)
В феврале 1919 года на I съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Белоруссии была принята Конституция Советской Социалистической Республики Белоруссия, которая устанавливала верховенство власти съезда Советов, а в период между съездами – Центрального Исполнительного Комитета. В соответствии с Конституцией ЦИК Белоруссии являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом.
В феврале 1919 г. польские войска вторглись на территорию Белоруссии. После освобождения Белоруссии возобновилась деятельность Наркомюста Советской Социалистической Республики Белоруссия: с июля 1920 г. – как отдела юстиции Мингубревкома, с 1 августа 1920 г. – отдела юстиции Военревкома ССРБ, с 26 августа 1920 г. – Комиссариата Юстиции Военревкома ССРБ.
Письмо отдела юстиции Полоцкого уисполкома судебному исполнителю 3-ого участка В.Ачкасову с предоставлением боиграфических данных. 6 февраля 1919 г. (фото 1)
Письмо судебного исполнителя В.Ачкасова в отдел юстиции Полоцкого уисполкома с предоставлением боиграфических данных. 7 февраля 1919 г.
II съезд Советов ССР Белоруссии, проходивший 14-20 декабря 1920 г., внес дополнения в Конституцию Советской Социалистической Республики Белоруссия, устанавливающие образование Центральным Исполнительным Комитетом Белоруссии Совета Народных Комиссаров. СНК принадлежало общее управление делами Советской Социалистической Республики Белоруссия, которое осуществлялось посредством создания 15 народных комиссариатов, в том числе и Народный комиссариат юстиции. При каждом народном комиссаре под его председательством образовывались коллегии, члены которой утверждались СНК.
Удостоверение судебного исполнителя Полоцкого уезда А.С. Дземешкова 19 июля 1920 г. (фото 1)
Удостоверение судебного исполнителя Левковича К.Р. выданное 16.08.1921 (фото 2)
В состав Народного Комиссариата Юстиции вошли Общий отдел, отдел Охраны Революционной Законности, Законодательно-Кодификационный отдел, Исправительно Трудовой отдел.
В органах юстиции за 1922 год произошли структурные изменения: Совет Народных Судей и Революционный Трибунал были объединены в единый Высший Суд Республики, при Наркомюсте учрежден отдел Прокуратуры.
Из акта об уничтоджении штампов и печатей судей, судебных исполнителей Полоцкого уезда. 16 июня 1923 г.
В аппарате Народного Комиссариата Юстиции был сформирован Отдел культов, стал самостоятельным структурным подразделением Нотариальный отдел. Комиссар Юстиции одновременно стал Прокурором Республики.
Повестка об исполнении судебного исполнителя 2-го участка Полоцкого округа гражданину И. Даниловичу. 29 января 1926 г. (фото 1)
Письмо Полоцкого окружного союза работников искусств в народный суд 1-ого участка г. Полоцка о взыскании денежных средств.29 апреля 1926 г. (фото 2)
3 октября 1928 года на заседании Коллегии Наркомюста рассматривался вопрос об институте судебных исполнителей и передаче его функций милиции. Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР от 23 марта 1931 г. институт судебных исполнителей по ведомству Наркомюста БССР был ликвидирован с 1 апреля 1931 года и его функции возложены на органы милиции.
В последующем институт судебных исполнителей был возвращен в Наркомюст БССР.
В этот переходный период формировалась система принудительного исполнения Советской Социалистической Республики Белоруссия.
В связи с преобразованием органов государственной власти и управления, а также с принятием в августе 1938 г. Закона Верховного Совета СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» был подготовлен проект и принято новое Положение о Народном Комиссариате Юстиции БССР, утвержденное Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР от 8 октября 1939 г.
На Народный Комиссариат Юстиции БССР возлагалось руководство деятельностью управлений юстиции при областных Советах Депутатов Трудящихся, организация деятельности судов, руководство деятельностью нотариальных органов, организация и руководство деятельностью адвокатуры, подготовка и переподготовка кадров органов юстиции, суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры и арбитража, систематизация и подготовка материалов по кодификации законодательства Белорусской ССР.
В июле 1953 г. была утверждена новая структура и штаты Министерства юстиции БССР. К органам, непосредственно подчиненным Министерству юстиции, были отнесены 12 управлений Министерства юстиции БССР при областных Советах депутатов трудящихся (Барановичском, Бобруйском, Брестском, Витебском, Гомельском, Гродненском, Могилевском, Молодеченском, Минском, Пинском, Полесском, Полоцком), такое же количество областных судов и президиумов коллегий адвокатов, постоянно действующие 3-месячные курсы по переподготовке судебных исполнителей и секретарей народных судов в г. Минске и Научно-исследовательская криминалистическая лаборатория в г. Минске.
Судебный исполнитель
Республики Беларусь //
1991-2014 гг.
Судебный исполнитель Республики Беларусь // 1991-2014 гг.
До 1998 года исполнение постановлений всех судов (общих и хозяйственных) в республике производилось судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) судах, и их действия регулировались Гражданским процессуальным кодексом, действующим на том момент, в который впоследствии неоднократно вносился ряд изменений.
С 1 января 1998 года в структуре хозяйственных судов Республики Беларусь создана самостоятельная структура – Служба судебных исполнителей хозяйственных судов.
При этом задачи, цели, принципы и порядок исполнения остались прежними и едиными для судебных исполнителей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь. Судебные исполнители, состоящие при общих судах, обеспечивали исполнение решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам, приговоров, постановлений и определений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, подлежащих исполнению других актов.
Сборник нормативных правовых актов и иных документов, регулирующих деятельность Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, исполнение исполнительных документов
Исполнительное производство представляло собой урегулированную законом деятельность суда и судебного исполнителя по принудительному исполнению судебных актов и других юрисдикционных органов с целью обеспечения реальной защиты нарушенных прав или охраняемых законом интересов граждан или государства.
Правильное и своевременное исполнение решений судов и других органов в первую очередь контролировал судья и председатель того суда, при котором состоял судебный исполнитель.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь назначение на должность судебных исполнителей общих судов осуществляло Министерство юстиции Республики Беларусь, ему же принадлежало право освобождения от должности судебных исполнителей районных (городских) судов.
При осуществлении обязанностей по реализации исполнительных документов судебные исполнители являлись представителями власти.
Организация деятельности судебных исполнителей общих судов была возложена на Министерство юстиции и его органы на местах — управления юстиции облисполкомов (Мингорисполкома).
Судебный исполнитель
Республики Беларусь //
Настоящее время
Судебный исполнитель Республики Беларусь // Настоящее время
Реформирование судебной системы и создание самостоятельной службы судебных исполнителей проведены на основании принятого Президентом Республики Беларусь 29 ноября 2013 г. пакета нормативных правовых актов — Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 №6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» и вытекающих из него Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 №529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».
Знаки различия работников органов принудительного исполнения
Начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Заместитель начальника главного управления принудительного исполнения – начальник управления организации и контроля принудительного исполнения Министерства юстиции.
Заместитель начальника главного управления принудительного исполнения – начальник управления правового регулирования исполнительного производства Министерства юстиции.
Заместитель начальника управления организации и контроля принудительного исполнения главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Заместитель начальника управления правового регулирования исполнительного производства главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Начальник отдела принудительного исполнения главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Начальник управления принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее – ГУЮ области, г. Минска).
Заместитель начальника отдела принудительного исполнения главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Консультант управления организации и контроля принудительного исполнения главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Консультант управления правового регулирования исполнительного производства главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Заместитель начальника управления принудительного исполнения ГУЮ области, г. Минска – начальник отдела организации и контроля принудительного исполнения.
Заместитель начальника управления принудительного исполнения ГУЮ области, г. Минска – начальник отдела принудительного исполнения.
Заведующий сектором отдела принудительного исполнения главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Главный специалист управления организации и контроля принудительного исполнения главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Главный специалист управления правового регулирования исполнительного производства главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Заместитель начальника отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения ГУЮ области, г. Минска.
Заместитель начальника отдела принудительного исполнения управления принудительного исполнения ГУЮ области, г. Минска.
Начальник районного (межрайонного), городского, районного в городах отдела принудительного исполнения.
Ведущий специалист управления организации и контроля принудительного исполнения главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Ведущий специалист управления правового регулирования исполнительного производства главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Судебный исполнитель отдела принудительного исполнения главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Заведующий сектором отдела принудительного исполнения управления принудительного исполнения ГУЮ области, г. Минска.
Главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения ГУЮ области, г. Минска.
Заместитель начальника районного (межрайонного), городского, районного в городах отдела принудительного исполнения.
Ведущий специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения ГУЮ области, г. Минска.
Судебный исполнитель отдела принудительного исполнения управления принудительного исполнения ГУЮ области, г. Минска.
Заведующий сектором районного (межрайонного), городского, районного в городах отдела принудительного исполнения.
Главный специалист районного (межрайонного), городского, районного в городах отдела принудительного исполнения.
Ведущий специалист районного (межрайонного), городского, районного в городах отдела принудительного исполнения.
Судебный исполнитель районного (межрайонного), городского, районного в городах отдела принудительного исполнения.