Всебелорусское народное собрание
Всебелорусское народное собрание проводится в Беларуси с 1996 года. На сегодняшний день состоялось 6 Всебелорусских народных собраний. Последнее Всебелорусское народное собрание состоялось 11-12 февраля 2021 года.
Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года, Всебелорусское народное собрание стало конституционным органом. Компетенция, порядок формирования и деятельность Всебелорусского народного собрания определяется главой 31 Конституции и законом.
Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.
- Президент Республики Беларусь;
- Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;
- Представители законодательной, исполнительной и судебной власти;
- Представители местных Советов депутатов;
- Представители гражданского общества.
Представители местных Советов депутатов и гражданского общества на Всебелорусское народное собрание избираются от каждой области и города Минска в порядке, определяемом законом.
Предельная численность делегатов Всебелорусского народного собрания составляет 1200 человек.
Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет пять лет.
Заседания Всебелорусского народного собрания проводятся не реже одного раза в год.
Всебелорусское народное собрание наделено правом утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности; утверждать программы социально-экономического развития Республики Беларусь; заслушивать Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь. Всебелорусское народное собрание наделено правом законодательной инициативы.
Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.
Всебелорусское народное собрание - гарант политической стабильности и суверенитета
История всебелорусского народного собрания
В октябре 1996 года в Беларуси впервые состоялся масштабный народный форум, объединивший представителей всех регионов страны – людей разных социальных групп, профессий, возрастов – в обсуждении наиболее важных вопросов жизни общества и государства.
Такой консолидированный формат рассмотрения ключевых задач и направлений развития страны на перспективу закрепился: в суверенной истории Всебелорусское народное собрание проходило в 1996, 2001, 2006, 2010, 2016, 2021 годах..
Всебелорусское народное собрание стало особой формой народовластия, демократическим институтом, который позволял гражданам Беларуси более широко реализовывать право участия в делах государства – не только через выборы разных уровней и референдумы, деятельность парламента и местных советов депутатов, коммуникацию с избранниками.
Во всенародном форуме принимали участие делегаты из каждого региона страны: представители всех ветвей власти, всех сфер производства и бизнеса, науки и образования, здравоохранения и культуры, студенческая молодежь и ветераны. Этих авторитетных людей – специалистов в профессии, лидеров, готовых высказывать позицию по острым вопросам и вносить предложения, – выдвигали и избирали в трудовых коллективах, на общественных собраниях.
Кроме того, на Всебелорусское народное собрание приглашались представители дипломатического корпуса, белорусских диаспор, международных организаций, зарубежные гости.
По традиции Всебелорусское народное собрание проводилось с периодичностью раз в пять лет. Сложившийся формат мероприятия – два дня активной работы делегатов со всей страны.
Однако на практике процесс подготовки к форуму и подведения его итогов занимал многие месяцы. Это был период, когда активизировалось общественное обсуждение достижений и проблем страны, подводились итоги за предыдущее пятилетие, вносились предложения о дальнейшей стратегии развития.
В 2021 году в Беларуси началась масштабная работа по внесению изменений и дополнений в Основной закон страны. Для подготовки проекта была создана Конституционная комиссия, в которую вошли 36 человек – представители государственных органов, юридической науки, общественных объединений, различных отраслей экономики и социальной сферы – заслуженные и авторитетные люди, имеющие активную гражданскую позицию.
В декабре 2021 г. проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь был обнародован для всенародного обсуждения: за три с половиной недели от белорусов поступило более 8,9 тыс. мнений и предложений.
27 февраля 2022 г. состоялся четвертый в истории суверенной Беларуси республиканский референдум: 4 440 830 граждан – 82,86% голосовавших – поддержали поправки. И 15 марта 2022 г. обновленная Конституция Беларуси вступила в силу.
Главные изменения Основного закона страны затронули вопросы государственного устройства: были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания, который стал высшим представительным органом народовластия.
Наши делегаты
Мероприятия Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой, посвящённые Всебелорусскому народному собранию: